Преступность в России при переходе от социализма к капитализму
В.В. Лунеев, главный научный сотрудник Института государства и права РАН,
доктор юридических наук, профессор.
Государство и право. – 1998. – №5. – С.47–58.
Подход к проблеме
Из фундаментальной марксистской теории мы знаем, что социализм закономерно выходит из высшей стадии капитализма и абсолютно необходимо перерастает в вечно развивающийся коммунизм. В этой теории все аспекты данного исторического перехода были досконально проработаны, в том числе и криминологические, доказано: преступность отомрет. Выводы теории пытались подтвердить экспериментально. Основная тяжесть эксперимента легла на наше отечество. Но опыты проводились почти все текущее столетие на разных континентах и среди разных народов: белых, желтых и черных; исповедующих христианство, ислам, буддизм и другие религии; трудолюбивых и не очень, дисциплинированных и не очень; экономически развитых и развивающихся… Теория нигде не подтвердилась. Эволюция побеждает насильственную, а может быть преждевременную (?!) социальную революцию.
В настоящее время мы переживаем новый эксперимент с приставкой «квази», поставленный вроде бы самой жизнью (хотя и не без участия новой плеяды революционеров) и не вписывающийся ни в какие существующие парадигмы: переход от «развитого» социализма к первобытному и криминально-олигархическому капитализму, т.е. вернулись на сто лет назад. И этот «абсурдный» с марксистской позиции переход осуществляется до последнего времени практически стихийно, методом непродуманных проб, непросчитанных ошибок и «пожарных» мер их косметического исправления. Об искоренении преступности речи уже нет. И не потому, что пропали оптимисты волюнтаристского толка (они и сейчас продолжают сокращать преступность на бумаге, поставив нашу страну по уровню учтенной преступности, темпам ее снижения и уровню раскрываемости преступлений на первое место в «восьмерке» самых развитых стран), а потому, что становится все более очевидным: преступность жестко не связана с «измами». Она имеет свои законы развития, где идеология представлена лишь номинально.
После мировых и крупных региональных войн преступность является самой большой опасностью для человечества, его демократического, экономического, социального, гуманитарного, экологического, научно-технического и международного развития. Надежды на создание бесклассового, бесконфликтного и беспреступного общества, возникшие в головах утопистов и воспринятые коммунистами в прошлом столетии, рухнули, как не сбылись и предположения умеренных криминологов о существенном снижении преступности в связи с экономическим, социальным и технологическим развитием.
Доминирующей криминологической тенденцией текущего столетия был продолжающийся рост преступности в мире и его отдельных странах, обгоняющий (по темпам) рост народонаселения с одновременным отставанием социально- правового контроля от растущей и мимикрирующей криминализации общественных отношений. Обещанного облагораживания человеческой мотивации в текущем столетии, к сожалению, не наступило. Она в большинстве своем стала более прагматичной, «укороченной» и утилитарной. Нового человека сформировать не удалось. Не изменилось и сущностное содержание криминальных побуждений: корысть, зависть, власть, месть, обида, сексуальное влечение и прочие «низменные» мотивы. Они отмечались еще в Библии. На основе колоссальных научно-технических, гуманитарных и коммуникативных достижений совершенствовались лишь методы, способы и приемы их практической реализации.
Формальное искоренение отдельных видов и групп преступлений в той или иной стране происходит лишь путем декриминализации. Например, 70 лет мы ожесточенно боролись со спекуляцией. К уголовной ответственности было привлечено около миллиона человек. А ныне спекуляция считается одной из форм нормальной экономической деятельности. В истории уголовного права любой страны только за последнее столетие можно найти сотни таких примеров. «Отмирание» и «рождение» деяний есть, хотя и заданная выживанием, но властно-волевая процедура оценки реально существующих форм человеческого поведения.
В УК РФ 1996 г. не вошло около 60 составов, которые в тот или иной период значились в УК 1960 г. и включено до 70 новых. Причем «новые» формы преступлений не родились из небытия, а явились трансформационными новеллами. Обратимся к новым для нас и очень опасным компьютерным деяниям. Их до изобретения компьютеров и внедрения во все сферы нашей жизни и деятельности просто не могло быть, хотя по сути своей эти деяния есть лишь модификация древних краж и взломов. В этом плане «старые» формы, однажды «появившись», как правило, в небытие не уходят.
Ведьм и колдунов более столетия вешали и сжигали на кострах, но они не исчезли, а в России даже процветают. За контрреволюционный саботаж в свое время применяли высшую меру социальной защиты, а ныне это называется обычными забастовками, которые стали повсеместными и уголовно не наказуемыми. Итак, сами действия (бездействия) при сохранении соответствующих потребностей не исчезают и не искореняются, а меняется лишь их правовая и квалификационная оценка. И если общество к каким-то ранее порицаемым формам поведения привыкло, или они стали исключительно массовыми и оно готово их терпеть, они переводятся в административные правонарушения, дисциплинарные проступки, моральные девиации и даже в авангардистскую форму правомерного поведения.
В связи со складывающимися криминологическими обстоятельствами человечество в конце XX в. оказалось в сжимающемся криминальном капкане, выбраться из которого без критического пересмотра прежних утопий, традиционных стратегий борьбы с преступностью и без преодоления собственной инерционности, которая, пожалуй, является самым большим препятствием в любом деле, не удастся.
Эти идеи для нашей страны стали особо актуальными в переживаемый нами период перехода общества к рыночной экономике, демократии и свободе. Они злободневны и для других посткоммунистических стран, встающих на аналогичный путь. Независимо от их исторических и национальных особенностей во всех упомянутых странах идет интенсивный рост преступности. Ее уровень в них стремительно приближается к показателям стран старых рыночных отношений, а они там относительно велики. В этих условиях реанимируются старые утопии о якобы беспреступном социализме и криминальном капитализме. Подразумеваемый вывод: усиленный рост преступности связан с переходом от социализма к капитализму, от авторитарных форм правления к демократии, от командной экономики к рыночной, которая, по образному выражению И.И. Карпеца, изначально беременна преступностью.
Так ли это? Анализируя динамику преступности бывшего СССР, России, других постсоветских и постсоциалистических стран, сопоставляя ее с криминологической обстановкой в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Швеции и иных развитых рыночных государств, оспорить этот вывод логически трудно. Но он опрокидывается криминологическим анализом реальных тенденций преступности в мире и его отдельных странах, социалистических и капиталистических.
Социальный выбор и криминологические последствия
Рыночная или командная экономика, свобода или равенство, демократия или тоталитаризм, капитализм или социализм — вот тот осознаваемый континуум криминологически значимого социального выбора. Капитализм с его рыночной экономикой положительно коррелирует со свободой, демократией, более высоким уровнем жизни и уголовной преступности. Социализм и его командная экономика — с относительным равенством (пускай, в бедности), тотальным контролем за поведением людей и более низкой уголовной преступностью. (Тавтологичное понятие «уголовная преступность» используется мной в целях отличия от «политической» преступности, под которой я имею в виду преступность властей против своего народа).
Если бы в основе социального выбора лежал только уровень уголовной преступности, то приоритеты выбора были бы очевидными. В действительности все глубже и сложнее. Человеческое существование, во-первых, определяется экономическим и политическим развитием, а не его криминологическим следствием. Во-вторых, относительно низкий уровень уголовной преступности в коммунистических режимах — не результат его благородной сути, и, в-третьих, низкий уровень уголовной преступности или пережитом человечеством социализме с лихвой компенсировался массовой преступностью властей против своего народа.
Рассмотрим все по порядку.
Зададимся простым вопросом: есть ли у человеческого сообщества прагматичный разумный экономический выбор между рыночной и командной экономикой? Если бы он был, тогда было бы целесообразно сравнивать криминогенное различных видов экономики и социально- экономических формаций. Но у него нет выбора. У рыночной экономики нет достойной альтернативы. Опыт СССР и других социалистических стран показал, что командная экономика эффективна лишь в годы тяжких испытаний, например, во время войны, когда жизнь и деятельность народа должны быть подчинены единой цели и единой воле. Во всех иных обстоятельствах она не только не эффективна, но и губительна. И если это положение верно, то говорить о какой-то особой сравнительной криминогенности рыночной экономики не имеет смысла, как вряд ли будет большим научным достижением, если констатировать, что свобода более криминогенна, чем, скажем, изоляция, например, в самых строгих американских тюрьмах карцерного типа «макси-макси», где агрессивные заключенные содержатся в одиночных камерах.
Из этого, однако, не вытекает, что рыночная экономика имеет только одни плюсы. Как всякое сложное явление, она (и особенно она) социально противоречива, а, следовательно, и криминогенна. Более того, рыночную экономику в криминологическом плане нельзя рассматривать в отрыве от необходимой и свойственной ей социально-правовой и политической обстановки.
Рыночная экономика продуктивно развивается только в условиях свободы (экономической, политической и личной), демократии и плюрализма мнений. Свобода и демократия по своей созидательной и разрушительной силе могут быть сравнимы лишь с ядерной энергией. Они требуют умелого обращения, демократического опыта и четкой правовой регламентации, поскольку свобода — не анархия, не охлократия, не безбрежная воля, а воля народа, ограниченная законом, принятым демократическим путем.
Свобода, демократия, соответствующие им законы и овладение ими народом формируются параллельно лишь в процессе многолетней социальной эволюции. Во всех других случаях, как в нашей сегодняшней России, свобода рождается в борьбе с несвободой. А все другие атрибуты свободы возникают почти стихийно в процессе слабо управляемой последовательности. Свобода не может быть позитивно избирательной. Будучи непреходящей ценностью добра, она одинаково может служить не только ему. С неменьшим успехом она может быть использована во зло, в нашем случае — для совершения преступления. И в этом узком понимании, следуя предшествующей логике, вполне допустим вывод: свобода более криминогенна, чем несвобода, если только не принимать во внимание накопительный криминогенный процесс последней, который в запредельных условиях может завершиться крупным социальным и криминальным взрывом, что собственно и произошло в СССР и других социалистических странах.
Сказанному не противоречит фактическая и учтенная преступность. Самый высокий уровень преступности с заметными темпами ее прироста отмечается в самых развитых, самых демократических (и самых рыночных капиталистических странах.
Уровень преступности в СССР в расчете на 100 тыс. населения в 60-е годы был в 5-9 раз ниже, чем в развитых странах (за исключением Японии). Но тенденции были те же. Преступность росла. И если в мире в целом за последние 30-40 лет она увеличилась в Ъ-А раза, то на территории бывшего СССР — в 6-8 раз, в США — 7-8 раз, в Великобритании — в 6-7 раз, во Франции — в 5-6 раз, в Германии — в 3-4 раза, в Японии — в 1.5-2 раза. По данным Четвертого обзора ООН за 1986— 1990 гг. преступность в мире увеличивалась в среднем на 5% в год, а народонаселение — на 1-1.5%.
Эти данные свидетельствуют о том, что между научно-техническим, экономическим развитием и нравственно-правовым состоянием общества, к сожалению, нет полных, прямых и «скорых» корреляций. Нет их между экономикой и преступностью, между свободой и моралью, между демократией и нравственностью. Все намного сложнее и протяженнее.
Для сравнения сопоставим регистрируемую преступность в Болгарии и Швеции. Сопоставление преступности разных стран — дело сложное. Оно возможно лишь при глубоком качественном и количественном анализе не только самой преступности, но и уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, регистрационных и иных обстоятельств. Не углубляясь в эти вопросы, скажем лишь, что эти две страны характеризуются примерно равной численностью населения (около 9 млн. человек), практически мононациональным его составом, и различаются по своей истории, праву и экономике. Достаточно сказать, что в Швеции более двухсот лет не было никаких социальных революций и войн. Там давняя устойчивая рыночная и социально ориентированная экономика. Тогда как Болгария после многовековой борьбы за свое национальное освобождение лишь около ста лет назад обрела относительную независимость. Она пережила балканские войны, фашизм, вторую мировую войну на стороне Германии, социалистическую революцию, социалистический режим и лишь в 90-е годы начала, причем очень противоречиво, переходить к демократии и рыночной экономике.
В Швеции в 1950 г. регистрировалось 2771 преступление на 100 тыс. населения. В 1990 г. там было учтено 1218820 преступлений или 14266 деяний на 100 тыс. населения. За 40 лет преступность увеличилась более чем в 5 раз. В последующие годы она прирастала по 3-5% в год. Причем темпы прироста постепенно снижались.
В Болгарии в 1950 г. регистрировалось 588 преступлений на 100 тыс. населения. В 1989 г. было зарегистрировано 663 деяний на 100 тыс. населения. В конце 60-х и начале 70-х годов число преступлений на то же число населения колебалось около 400. В последний год (1989) социалистического режима преступность в Болгарии в расчете на население была в 20 раз ниже, чем в Швеции. С переходом к демократии и рыночной экономике преступность стала интенсивно расти. В 1990 г. коэффициент преступности увеличился до 763 (+15.1%), а в 1991 г. — до 2042 (рост более чем в 3 раза). В последующие годы преступность увеличивалась аналогичными темпами.
Объяснить результаты этих сопоставлений непросто. Снижение темпов прироста преступности в Швеции наблюдается с начала 80-х годов. Аналогичная тенденция регистрируется и в других странах с рыночной экономикой и высоким уровнем преступности. Видимо, это связано с «порогом насыщения» преступностью и постепенной выработкой эффективных мер социального контроля. Более интенсивный рост преступности и темпов ее прироста в Болгарии обусловлен не столько переходом к рыночной экономике, которого практически в те годы и не было, сколько болезненной ломкой сознания (частный, но показательный пример: на стенах загаженного мавзолея Г. Димитрова долгое время были надписи «Самая почетная уборная…»), а также утратой прежних социальных ориентиров и особенно развалом установившегося социального контроля без создания его новых форм.
Результаты сравнения преступности в Болгарии и Швеции подтверждают выводы экспертов Третьего обзора ООН, которые отмечали интенсивный рост преступности в мире и наличие не разрешенной проблемы взаимосвязи максимальных и минимальных показателей уровня преступности с уровнем социально-экономического развития.
Самая низкая преступность регистрируется в странах с тоталитарными режимами (фашистскими, религиозно-фундаменталистскими, коммунистическими и иными), где существует тотальный государственный, полицейский, идеологический, религиозный контроль за деятельностью и поведением людей. В Китае, например, где рыночная экономика продвинулась намного дальше, чем в России или Болгарии (но при сохранении прежнего контроля партии и государства), в 1996 г. было зарегистрировано 207.2 преступления на 100 тыс. населения, что почти в 60 раз ниже, чем в Швеции.
Тотальный контроль нельзя сводить только к репрессиям, как это у нас нередко делается. В СССР, да и в других бывших социалистических странах, например, он включал в себя ряд составляющих:
экономическую — полную зависимость человека от единственного работодателя — государства, а фактически от господствующей номенклатуры;
правовую — заключающуюся в примате прав государства над правами личности;
организационную — вытекающую из демократического централизма, где слово «демократический» было «фасадным», а «централизм» — сущностным;
идеологическую — подавление инакомыслия;
социально-психологическую — доминирование пропартийного общественного мнения;
оперативную — тайная и явная государственная слежка за поведением и деятельностью людей;
репрессивную составляющую, которая венчала и интегрировала тотальный контроль в целом. Она была последней, но, как мы видим, не единственной инстанцией, удерживающей народ в страхе перед нарушениями государственных предписаний.
В других странах с жестким социальным контролем есть иные и аналогичные составляющие. На это обратила внимание американский криминолог Фрида Адлер, которая на основе анализа данных о преступности Первого обзора ООН (1970-1975 гг.) выбрала 10 стран различных по уровню развития демократии и экономики, в которых был низкий уровень преступности: Швейцарию и Ирландию (Западная Европа), Болгарию и ГДР (социалистические страны Восточной Европы), Коста-Рику и Перу (Латинская Америка), Алжир и Саудовскую Аравию (Северная Африка и Ближний Восток), Японию и Непал (Азия и Дальний Восток). На основании их анализа она пришла к выводу, что эти разные во многих отношениях страны объединяет одно — жесткий социальный контроль за поведением и деятельностью людей — полицейский, религиозный, семейный, клановый или производственный и т.д., либо их сочетания.
Ныне очевидно, что самый «эффективный» контроль — полицейский дискреционный тотальный. Но сам он есть некриминализированное злоупотребление властей против своего народа. А жертвы таких злоупотреблений по ооновским документам приравниваются к жертвам преступлений. Они многократно компенсируют низкий уровень уголовной преступности в авторитарных режимах. Поэтому неслучайно между политическими репрессиями (по данным СССР за 1958— 1990 гг.) и уголовной преступностью существовала сильная обратная корреляционная зависимость. Снижение уровня политических репрессий с середины 50-х годов можно рассматривать как относительно репрезентативный показатель уменьшения тотального контроля.
От традиционной уголовной преступности хорошо или плохо защищает государство, допустимы и иные правовые способы зашиты и самозащиты; от криминализированных политических злоупотреблений властей никаких правовых форм защиты и самозащиты не существует, кроме безоговорочного подчинения и служения преступному режиму. А «эффективность» тотального контроля за преступностью в этом случае объясняется известным афоризмом: «успешно бороться с преступностью можно лишь ее методами». Объективно же в этом случае идет не искоренение преступности, а перелив вульгарной уголовной преступности в фактические должностные злоупотребления властей.
Итак, человеческое общество в конце XX столетия оказалось в криминальном капкане:
в условиях демократии, рыночной экономики и законособлюдающей уголовной юстиции оно не совсем справляется с интенсивно растущей, считающейся только с силой и динамично приспосабливающейся к новым возможностям уголовной преступностью;
в условиях тоталитаризма, командной экономики и всемогущих правоохранительных органов с дискреционными полномочиями государство может удержать уголовную преступность под контролем, но лишь такими методами, которые намного опаснее вульгарной уголовной преступности.
И в том, и в другом случае экономика и политические системы играют не последнюю роль. Командная ее форма в авторитарных режимах является одной из составляющих тотального контроля за поведением и деятельностью людей, а рыночная форма в демократических странах — одним из условий экономической, политической и личной свободы, которая облегчает и преступную деятельность, особенно экономическую, способствует расслоению общества и усиливает противоречия между его социальными слоями, в том числе и криминогенные, а также формирует иные мотивации противоправного поведения.
Становится очевидной также и односторонность объяснения преступности только нищетой, эксплуатацией и безработицей. Все оказалось намного сложнее, чем это объясняли классики марксизма-ленинизма.
Богатые и индустриально развитые страны более или менее справляются с бедностью, но преступность не уменьшается, а растет. В благоухающей Дании в 1996 г. было зарегистрировано 10065.1 преступления на 100 тыс. жителей, а в Копенгагене — 17484.4. Это в 84 раза выше, чем в Китае и в 21 раз, чем учтенная преступность в Москве в 1997 г. Эти данные, однако, не означают, что положение дел с преступностью в Москве на два порядка лучше, чем в Копенгагене. Это чисто количественное сравнение без учета уровня криминализации деяний в уголовном законодательстве, полноты их регистрации и других условий. Тем не менее, данные статистические сравнения показательны.
Преступность бедности и слабо адаптированных субъектов до сих пор остается актуальной и опасной. Веками все списывалось на нее. И это всем выгодно. Но не только и не столько она определяет сущностную характеристику преступности в современном мире. Гораздо опаснее (хотя это и не так очевидно) является преступность интеллекта, богатства и власти. Она свойственна и авторитарным, и в определенной мере (в зависимости от силы контроля гражданского общества) демократическим режимам. Различия заключены в уровне и форме общественно опасной деятельности, а также в характере борьбы с ней. В нашей стране, например, где пренебрежение уголовными законами стало нормой и «наверху» и «внизу», учтенная преступность сдвинута как раз к опасной, но примитивной ее части маргинальных слоев, тогда как преступность интеллекта, богатства и власти остается практически невыявляемой и ненаказуемой.
Рост преступности при командной экономике
С ослаблением тотального контроля в СССР после смерти Сталина уголовная преступность стала изменяться по мировым законам, открытым Марксом применительно к капитализму, т.е. стала расти быстрее, чем численность населения.
Если принять за базу данные 1956 г., года первой попытки разрушения тоталитаризма, то к 1991 г., когда СССР перестал существовать, преступность по абсолютным показателям возросла в 5.6 раза (с 579 116 до 3 223 147 преступлений), а по относительным — в 3.8 раза (с 293 до 1115 преступлений на 100 тыс. населения). Среднегодовые темпы прироста преступности за эти 35 лет равнялись 5.03% в год, а населения- 1.1%, т.е. темпы прироста преступности обгоняли темпы прироста населения в 4.6 раза.
В отдельные годы темпы прироста преступности в зависимости от объективных и субъективных условий заметно колебались. Наибольший прирост регистрировался в 1958 г. (+29.9%), в 1961 (+34.7), 1966 (+18.1), 1983 (+21.7), в 1989 (+31.8).
Всем этим взлетам есть объяснения. Я не буду на них останавливаться. Они носили ситуационный характер и не определяли основных тенденций преступности. Важнее отметить другое: интенсивный рост уголовной преступности начался задолго до перестройки и перехода к рыночной капиталистической экономике в России. И он был связан с противоречивым медленным, но закономерным ослаблением тотального контроля, которое наметилось после смерти Сталина.
Если принять за репрезентативный показатель уровня тотальности контроля репрессии за инакомыслие (за антисоветскую агитацию и пропаганду) и на основе параллельных статистических рядов уголовной и политической преступности рассчитать коэффициент их парной корреляции, то мы обнаружим сильную обратную корреляционную связь (-0.8), близкую к -1, т.е. к полной обратно пропорциональной зависимости: чем ниже был уровень политических репрессий, тем интенсивнее росла уголовная преступность.
Более высокие показатели преступности приходятся на конец 80-х и начало 90-х годов, когда:
лопнули «обруча» КПСС;
разваливался Союз со всей его системой контроля;
началось растаскивание бесхозной государственной и общественной собственности;
за демократию принималась псевдодемократическая демагогия (типа: право выше закона, личные интересы выше общественных, суд и прокуратура не должны бороться с преступностью, главное в борьбе с преступностью — суд присяжных и т.д.);
самым достойным казался тот, кто все поносил и крушил;
главенствовать стали правовой нигилизм и охлократия;
из правоохранительных органов и судов, которые стали одной из основных мишеней справедливой и несправедливой критики, стали уходить профессионалы;
вместо квалифицированных руководителей стали назначать преданных новым властям дилетантов;
безнаказанность считалась признаком демократии;
власть абсолютно не знала, что надо делать, кроме ее непосредственного удержания.
Неконтролируемая преступность стала обвальной. Менялась ее структура. В середине 60-х годов, например, доля корыстных преступлений составляла 40-45%, а в конце существования СССР только по учетным данным она увеличилась до 70-75%. Фактически цифра была выше, так как латентность имущественных и особенно экономических преступлений и тогда и сейчас остается самой высокой.
Существенное увеличение удельного веса корыстных деяний в основном связано с их абсолютным ростом. Если вся преступность с 1956 г. увеличилась в 5.6 раза, то корыстная — в 8.2, а кражи — в 10 раз. Регистрационный рост главным образом наблюдался в сфере личной собственности. Доля этих преступлений в 3 раза превышала долю посягательств против огромной практически не охраняемой и не учитываемой государственной собственности и в 380 раз — случаи выявленного взяточничества, которое было и остается повсеместным явлением. Декларирование прав человека в те годы затрудняло укрывательство преступлений против личности и личной собственности, тогда как регистрируемые посягательства на бывшую социалистическую собственность не отражали и сотой части того, что фактически совершалось, а по отдельным видам деяний и тысячной. Государственный контроль бездействовал.
За вспышкой насилия, «отпущенной» регистрации преступлений против личной собственности, в условиях пошатнувшейся партийной власти и демократической демагогии советская партгосхозбюрократия брежневского призыва недвусмысленно позволила себе «проглядеть» магистральную тенденцию колоссального роста теневой экономики (о ней вспомнили лишь в 1988 г., когда она практически сравнялась по обороту с экономикой официальной, чистота которой тоже небесспорна) и формирования на этой основе мощных структур организованной преступности, которые нередко оказывались не только у руля экономики, но и политики. И хотя в этот период начался процесс криминализации новых форм и способов общественно опасного поведения (рэкета, уклонения от налогов и др.), уголовно-правовой охраны новых объектов общественных отношений (первых ростков рыночной экономики, кооперативной и частной собственности) и декриминализации тех составов, которые тормозили развитие рыночных отношений, он был, как правило, запоздалым и неадекватным.
Всеобщая криминализация и окорыствование общественных отношений, интенсивный рост преступности, сдвиг ее структуры к корыстным и корыстно-насильственным деяниям, произошли в 80-е годы, т.е. до официального и формального вступления России на рыночный путь экономического развития, когда еще не иссякли попытки построения социализма с человеческим лицом на одной шестой части суши. Фактические отношения почти подпольно и в извращенной форме стали продвигаться к рыночной экономике задолго до провозглашения политической свободы в 1989-1990 гг. И это было нелучшей, но объективной эволюционной тенденцией социально-экономического развития: в то время как интеллигенция восторгалась свободой слова, быстрее всех осознала ее преимущества и использовала в своих целях партгосхозноменклатура.
Преступность в годы становления рыночной экономики в России
Традиционно преступность в Российской Федерации составляла 65-66% в структуре всех преступных проявлений в Союзе. По уровню же их в расчете на население на первом месте, как правило, была Эстония (по данным 1990 г. — 1511 преступлений на 100 тыс. населения), на втором — Латвия (1297), а на третьем — Россия (1248). Самый низкий коэффициент был в Азербайджане — 217. Подобные различия сохраняются до сих пор и это небеспричинно.
За время перестройки и начала проведения рыночных реформ преступность в России возросла в 2 раза. Наиболее высокие темпы прироста были в 1991 г. (+18.4%) и в 1992 г. (+27.2%). Середина 1992 г. по уровню учтенной преступности была пиковой (прирост превышал 35%). Это вызвало недовольство высших властей, которые потребовали снижения преступности. Жесткое требование вывело правоохранительные органы из состояния паралича (1990-1992 гг.), активизировало внешнее проявление их деятельности. На самом деле криминализация общественных отношений (вплоть до политических) расширялась и углублялась и ныне органы внутренних дел главным образом контролируют наиболее очевидную и примитивную часть преступности.
Преступность же, имея активный рыночный и всепроникающий «характер», постоянно мимикрирует и заполняет все новые и новые не контролируемые или слабо контролируемые (неосторожно или умышленно) сферы и ниши. Она интенсивно растет количественно и изменяется качественно (организуется, коррумпируется, эшелонируется, вооружается, интеллектуализируется, профессионализируется и укрепляет свою оборону, в том числе и с помощью различных ветвей власти). Ее основные экономические, организационные, политические и правовые причины существования, как правило, очень ограниченно подвластны правоохранительным органам. В связи с этим и ответственность последних за рост преступности должна быть адекватной, соответствующей их объективным и законным возможностям. Давняя порочная волюнтаристская практика высших властей «требовать невозможного» ставит их в безвыходное положение.
Поэтому в то время, когда власть криминала в нашей стране стала одним из главных «действующих лиц», успешно конкурируя с другими властями (законодательной, исполнительной, судебной, информационной), когда цивилизованные страны серьезно озабочены нашей преступностью и помогают нам в аресте именитых преступников, в России по плану идет последовательное снижение уровня учтенной преступности. С середины 1992 г. и до 1994 г. темпы прироста снизились более чем в 50 раз и вполне «логично» перешли в темпы снижения. В 1994 г. преступность снизилась на 6.0%. В 1995 г. снижения не получилось (она выросла на 4.7%), но уже в 1996 г., как по приказу (вернуться в исходное положение!) ее уровень снизился на те же 4.7%, в 1997 г. это сокращение практически удвоилось (-8.7%).
Если проанализировать преступность по видам (например, тяжкие и не представляющие большой общественной опасности, корыстные и насильственные, подлежащие расследованию криминальной милицией или милицией общественной безопасности), а также сопоставить преступность по регионам, то станет очевидным, правоохранительные органы и прежде всего криминальная милиция, не справляясь с растущим валом преступности, регистрирует ее избирательно и неполно. Это ведет не только к занижению уровня регистрируемой преступности, к ее структурным деформациям, но и к «увеличению» раскрываемости преступлений.
По данным нашего изучения в 1994 г. было зарегистрировано не более 30-40% фактически совершенных преступлений, а по отдельным видам — сотые или тысячные доли. Привлекается к уголовной ответственности и осуждается еще меньше. На одного осужденного приходится неболее 3-4 зарегистрированных преступлений и около 10-20 фактически совершаемых деяний.
При чисто количественной оценке этих данных в них нет ничего уникального: в большинстве стран мира контроль за преступностью характеризуется эффектом «воронки», возникающим в процессе учета преступлений и преступников разными инстанциями системы уголовной юстиции. Уникальность их состоит в том, что эта воронка в России больше чем в других странах и формируется она не стихийно, как объективный результат соотношения преступности и контроля над ней, а селективно, путем сложных методов управления учетом преступлений в целях показа результативности борьбы с ними.
Подобное «управление» не требует директив. Во всех приказах и указаниях предъявляются жесткие требования к объективности учета преступности и борьбы с ней. Однако достаточно системно отслеживать ситуацию в регионах и ежемесячно обнародовать списки «передовиков» и «отстающих» по нужным показателям и эти приказы будут приниматься с поправками. Обратимся к частному примеру. В Волгоградской области в 1996 г. раскрываемость равнялась 73.3%. В январе 1997 г. она снизилась до 68.6%, а в феврале — до 57.9%. Область сразу же была зачислена в число регионов «с низкой раскрываемостью». В марте раскрываемость повысили до 61.8, в апреле — до 63.0, в мае — до 64.2, в июне — до 69.0%. После этого она была вычеркнута из «черного» списка. И хотя в октябре месяце ГУВД области достиг показателя 72.9%, в «передовики» область не попала: так как в их списке значились регионы с раскрываемостью от 82.6 до 89.2%. До похвалы надо тянуться. И это хорошо понимают все вышестоящие и нижестоящие начальники. Подобный соцсоревновательный метод особо ювелирно был отработан в Вооруженных Силах СССР. Именно он привел к массовому укрывательству «дедовщины», которую выкорчевать до сих пор не удается. В органах внутренних дел много больших начальников, прошедших армейскую школу «показухи».
Такой подход особо эффективен. В 1996 г. динамика темпов прироста (снижения) преступлений шла как по графику: в январе преступность возросла на 6.9%, в январе-феврале (с нарастающим итогом) — на 3.2, в январе-марте преступность снизилась на 0.1%. Далее эти снижения планомерно увеличивались из месяца в месяц: 0.8; 1.8; 3.1; 3.2; 4.1; 4.5; 4.4; 4.8; 4.7%. По линии криминальной милиции опасная преступность сократилась еще больше — на 8.1%, а по линии общественной безопасности («мелочевка») возросла на 6.2%. Правая рука стала длиннее левой. И это объяснимо. Раскрываемость преступлений, предварительное следствие по которым обязательно (криминальная милиция), составила 60.8%, а преступлений, предварительное следствие по которым необязательно (милиция общественной безопасности), — 96.9%, а в целом — 70.1%. По кражам, мошенничеству и другим трудно раскрываемым делам милиция общественной безопасности достигла 100-процентной раскрываемости, что является бесспорным свидетельством регистрации только абсолютно очевидных преступлений. Поэтому они росли, а абсолютно не очевидные сокращались.
1997 год (первый год действия нового УК) начался со значительного сокращения преступности в январе (-15.8%). В последующие месяцы темпы снижения преступности уменьшались, дойдя в конце года до 8.7%. А это означает, что уровень учтенной преступности постоянно (из месяца в месяц) неудержимо возрастал. Больше стало тяжких и особо тяжких преступлений, от которых «уходить» труднее. И это при условии, что многие статьи нового УК почти не применялись. Тем не менее сокращение преступности небывалое (-8.7%), а раскрываемость ее беспрецедентна (72.2%) даже для рыночных демократических богатых стран с профессиональной, правоуважающей и обеспеченной полицией.
Итак, за последнее пятилетие в условиях реального слабо контролируемого роста преступности, давления высших властей, недовольства народа и собственной беспомощности (управленческой, организационной, кадровой, профессиональной, материально-технической и нравственно-правовой) органы внутренних дел (они расследуют до 90% преступлений) пошли давно испытанным путем. В обстановке системного экономического и периодического политического кризисов, высокой криминальности правящей, политической и экономической элит, бесконтрольности и продажности государственных служащих, слабого финансового, экономического, налогового, таможенного, пограничного, валютного и иного контроля, запредельного роста пропасти между бедными и богатыми (1:24 при социально опасном 1:10 и социально терпимом 1:5), роста нищеты, безработицы, невыплаты заработной платы и пенсий, роста всех фоновых явлений (пьянства, наркотизма, психических болезней, самоубийств, распада семей, детской беспризорности, аварийности и т.д.), роста демонстративных заказных убийств и терроризма, разделения всей страны на зоны владений криминальных авторитетов, а также в условиях собственной высокой криминальности учтенная преступность сокращается, а ее раскрываемость растет.
Таких успехов не имеет ни одна экономически развития и политически устойчивая страна в мире (кроме тоталитарных режимов). Успехи наших органов внутренних дел стали в 2-4 раза выше, чем в США, Великобритании, Франции, Германии и Японии. Снижение преступности на 1-2% там оценивается большой победой, а раскрываемость преступлений в США не превышает 22%, в Великобритании — 35, в Германии — 45 и в Японии — 60%. В этих успехах убедили даже Президента РФ, который публично сказал, что преступность есть во всех странах, но ее надо оценивать по динамике и по раскрываемости, а они у нас благоприятные. Круг замкнулся. Все довольны кроме виктимизированного народа.
Руководители правоохранительных органов соглашаются с оценками криминологов, что в стране ежегодно совершается около 10-12 млн. преступлений, а регистрируется 2.5 млн. Однако это не мешает им публично говорить о сокращении преступности и росте раскрываемости. Но если выше приведенные оценки фактической преступности верны (а они являются самыми умеренными и даже заниженными), то какие есть основания говорить о бумажных успехах руководству страны и народу?
Объективная регистрация преступлений — это не формальный момент и не игра в «цифирь», как иногда может показаться. С регистрации преступлений начинается уголовное судопроизводство. А если у нас по самым скромным оценкам регистрируется не более 1 преступления из 4-5 (а по экономическим преступлениям — из 25-30 и даже из 100), то чего после этого стоит вся деятельность уголовной юстиции и ее никем непревзойденные успехи. Хотя реальные сдвиги в становлении новых форм контроля есть, а многие сотрудники правоохранительных органов работают на износ и не щадя жизни своей (только в 1997 г. было убито 256 и ранено 515 сотрудников ОВД), но жажда руководства к победительству перечеркивает их старания в глазах народа. Он им не доверяет.
Автор отдает себе отчет в том, как трудна борьба с современной вставшей на ноги преступностью и понимает, что если наши правоохранительные органы будут учитывать и расследовать все деяния, предусмотренные в уголовном кодексе и реально совершаемые в стране, они рухнут под этим грузом. Но вряд ли является выходом (после нас — хоть потоп) из сложившегося положения дел выборочный и направленный на ведомственное самовыживание учет и расследование преступлений в ущерб интересам граждан, общества и государства. Ведь ежегодно 6-8 млн. реально пострадавших от преступлений граждан не получают должной защиты и поддержки от Закона и Государства и примерно столько же преступников остаются безнаказанными. Более того, регистрируемая преступность (если исключить громкие публичные деяния, которые нельзя скрыть, но которые, как правило, остаются не раскрытыми) в основе своей «сдвинута» к примитивным, «пьяным», бытовым преступлениям, совершенным слабо адаптированными субъектами из беднейших маргинальных и незащищенных слоев населения (именно они доминируют в переполненных СИЗО и отчасти в колониях). В 1997 г. был выявлен 1 372 161 правонарушитель, среди которых 52.4% лиц, не имеющих постоянного источника дохода, 34.6% совершили преступление в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения, 13.6% женщин и 11.8% несовершеннолетних. Эти люди не защищены иммунитетом и они не могут откупиться. Но как бы ни были опасны их деяния, они — всегда лишь пена на безбрежной экономической организованной и коррумпированной преступности в стране. Все это является особо криминогенным и долговременным.
Итак, на уровень регистрируемой и фактической преступности в России в последние годы влияли три мощных фактора: 1) противоречивый стихийный и слабо контролируемый переход к свободе, демократии и рыночной экономике; 2) сорокалетнее стихийное, а в перестроечный и реформенный период управляемое разрушение прежнего тотального контроля без своевременного создания новых форм демократического социального контроля; 3) беспрецедентная безнаказанность наиболее опасных и именитых преступников на фоне победных рапортов правоохранительных органов.
Эти факторы имеют сложную взаимосвязь и взаимозависимость. С одной стороны, рыночная экономика практически невозможна в условиях тотального контроля, с другой — слабая дееспособность, волюнтаризм и очковтирательство правоохранительных и других государственных органов, призванных контролировать правопорядок, не являются обязательным условием становления рыночной экономики и демократии. Поэтому в иррациональном разрушении и слабости социально-правового контроля над преступностью больше виноваты не капитализм, не рыночная экономика и не демократия, а импульсивная волюнтаристская и малограмотная политика, ставившая интересы правящей элиты и правоохранительных ведомств выше интересов народа.
Особенности преступности переходного периода
Рост преступности в период перехода к капитализму сопровождался серьезными структурными сдвигами и особенностями.
1. Противоречивое снижение уровня регистрируемых преступлений антирыночного характера (спекуляции, частно-предпринимательской деятельности, коммерческого посредничества, занятие запрещенной индивидуально-трудовой деятельностью и др.), которые затем были декриминализированы. Декриминализация некоторых из них прошла через их интенсивный рост (спекуляция с 1986 до 1991 г. возросла в 4 раза, нарушение правил о валютных операциях — в 6 раз). Их рост в данном случае свидетельствовал о том, что жизнь «запускала» некоторые рыночные механизмы вопреки действующему законодательству и задолго до того, как они были легализованы.
2. Интенсивный рост корыстных преступлений, совершаемых путем обмана в условиях правового вакуума. Мошенничество, обман покупателей и заказчиков стали повседневными и повсеместными, но статистический рост был только у мошенничества, иной обман практически не регистрировался.
Особый размах обмана в условиях безнаказанности наблюдался в 1992-1994 гг. в коммерческих банках и других кредитных организациях, которые аккумулировали вклады населения. Обманутыми оказались более 30 млн. человек. Уголовных дел, дошедших до суда, практически нет. В связи с этим обман вкладчиков стал одним из доходных способов накопления первичного капитала криминальными и полукриминальными коммерческими структурами.
3. Накопление первичного капитала в условиях бесконтрольности и безнаказанности путем разграбления огромной и бесхозной государственной и общественной собственности людьми (должностными лицами, чиновниками), которые ей владели, распоряжались, выдавали лицензии, квоты, кредиты и т.д. Путем различных манипуляций и махинаций государственная собственность акционировалась, приватизировалась, отдавалась в аренду, продавалась, присваивалась. Политика в этом деле шла намного быстрее, чем экономика и право. Цель и средства ее достижения были такими же, как и при массовой насильственной коллективизации в 30-е годы: как можно скорее и любыми путями создать сторонников новой власти.
Эти фактические деяния не нашли отражения в статистике и практике правоохранительных органов. Пик роста учтенных экономических преступлений отмечался лишь в начале перестройки в 1985-1986 гг., т.е. тогда, когда существовал какой-то государственный контроль. После этого они росли фактически и сокращались статистически. Присвоение или растрата государственного и общественного имущества по официальным данным с 1986 г. сократились втрое, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления властью или служебным положением и взяточничество — в два раза. Оживление борьбы с этими деяниями наступило лишь в последний год, особенно в связи с криминализацией многих новых экономических преступлений в УК 1996 г.
4. Особенно интенсивно (больше фактически и меньше учетно) росли кражи. Рост их начался в 1966 г. К 1995 г. они увеличились в 7.3 раза, в том числе против личной собственности — в 10 раз, а против государственной собственности — в 4 раза.
Каждому, изучающему законы распределения и динамики преступности, такое соотношение покажется странным. Незначительное, но более или менее охраняемое личное имущество не может похищаться больше и чаще, чем огромное бесхозное государственное имущество. Ответ очевиден: уже в 20-е годы «государственное имущество не воровали лишь ленивые» (кроме сталинских времен), а в период перестройки и реформ разворовывание государственного имущества достигло апогея и по числу краж, и по безнаказанности.
5. Наиболее опасной тенденцией был рост корыстно-насильственных деяний. Грабежи и разбои возросли в 1986-1994 гг. в 7 раз. С ними коррелировали вымогательство, корыстные убийства, бандитизм, организованная преступность. Росло число убийств из-за преступного перераспределения государственного и общественного имущества, из-за рынков сбыта, зон криминального влияния и т.д., убийств, совершенных в состоянии холодного рассудка и с применением огнестрельного оружия. Его применение с 1987 г. возросло в 10 раз. Появился вал демонстративных заказных убийств хорошо охраняемых лиц: предпринимателей, банкиров, депутатов, руководителей, журналистов, воров в законе и преступных авторитетов. Число убитых воров в законе и преступных авторитетов намного превышает число привлеченных среди них к уголовной ответственности. Наряду с открытыми убийствами возросло число убийств, совершенных под безвестную пропажу, естественную смерть и другие скрытые формы насильственного лишения жизни. В 1996 г., например, было зарегистрировано 29.4 тыс. умышленных убийств. В том же году устанавливалась личность 49.8 тыс. неопознанных трупов (установлена была в 15.4 тыс. человек). В этих цифрах скрывается большая доля умышленно убитых, число которых может превышать число зарегистрированных убийств. Поэтому утверждения о низкой латентности умышленных убийств являются для нашей страны сомнительными.
6. Одной из опасных тенденций преступности последних лет была криминализация политической и правящей элиты. Истории давно известно, что самые крупные состояния делались в период распада империй. Распад СССР подтвердил этот вывод. Эти состояния сколачивались чаще всего теми, кто находился у власти. Наряду с этим криминализировались и те, кто стремился к ней.
Правящие круги в СССР имели богатый опыт криминализации. Во времена Сталина они не могли не заниматься политическим терроризмом (насилием власти), а во времена Хрущева и особенно Брежнева — политическим мздоимством и казнокрадством (продажностью власти).
Криминальность правящей и политической элиты в России, как, впрочем, и в других странах, имеет наиболее высокую латентность и безнаказанность. Своих сдают редко или совсем не сдают. Генеральная прокуратура, например, несколько раз обращалась в Государственную Думу и Совет Федерации с просьбой дать согласие на привлечение депутатов или «сенаторов» к уголовной ответственности, но ни разу его не получила.
О криминальности высоких должностных лиц в нашей стране пишется и говорится много, в том числе и высшими должностными лицами страны, но уголовных дел до последнего времени практически не было. За взяточничество и казнокрадство привлекаются лишь мелкие чиновники или обнаглевшие высокие должностные лица, покрывать которых власти уже не в силах. Правящая элита чистоту своих рядов бережет не путем принципиальной борьбы с коррупционерами, а путем организации правовых «дыр», беспрецедентного иммунитета и укрывательства преступлений.
Высокие должностные лица в нашей стране очень быстро перенимают выгодные для них принципы европейских свобод, однако предложения о контроле за должностными лицами, принятом в Европе, расценивают как возвращение к тоталитаризму. Один пример. Во всех цивилизованных странах должностные лица предоставляют сведения об активах и доходах, — как своих, так и своих иждивенцев. Об этом говорится в Международном кодексе поведения должностных лиц.
По действующим же у нас нормативным актам высокие должностные лица категории «А» могут декларировать только свои доходы и только по собственному желанию. Они абсолютно бесконтрольны. А когда пункт об обязательном декларировании своих доходов и доходов близких после многолетних споров был включен в принятый Федеральным Собранием Закон о борьбе с коррупцией, то он был расценен как возврат к 37-му году и Закон не был подписан. Недавно, в январе 1998 г., вступил в действие Федеральный закон «Об основах муниципальной службы». В нем прописаны все гарантии служащего и его семьи (медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение и т.д.), но сведения о доходах и об имуществе он представляет только за себя (ст. 12), хотя всем известно, что добытые неправомерным путем средства (недвижимость) коррупционеры, как правило, оформляют не на себя, а на своих близких. Объявленное нашими властями (в отсутствие закона) требование о предоставлении в 1997 г. всеми должностными лицами сведений о доходах и имуществе своих и семьи осталось, как и прежние настояния, обычной декларацией. Она прогнозировалась сразу же после наложения вето на Закон о борьбе с коррупцией, который разрабатывался более десяти лет, неоднократно принимался Думой и одобрялся Советом Федерации. Генеральный прокурор РФ Ю. Скуратов в интервью «Российской газете» (от 17 октября 1996 г.) имел все основания заявить, что принятию Закона противодействуют те, кто мог бы стать объектами его применения.
Выводы
На непростой вопрос, который был поставлен в начале статьи: связан ли процесс интенсивной криминализации общественных отношений в России с переходом к капитализму, рыночной экономике, свободе и демократии, — можно ответить: и да, и нет.
Связан в той мере, в какой экономическая и политическая свобода облегчают совершение преступлений. И это универсальное условие действует в различных странах, а не только в России. Нельзя не согласиться с уже цитируемой мною Ф. Адлер, которая считает, что «стоимость преступности – цена нашей свободы».
Не связан в той мере, в какой рыночная экономика не предопределяет необоснованного развала социального контроля за противоправным поведением. Развал этот в СССР и в России не был детерминирован рыночной экономикой и становлением демократии. Он определялся в значительной мере параличом новых властей, а также их корыстными и иными личными интересами. Рыночная экономика требует дисциплины и порядка. У нее огромные возможности саморегулирования, но только не в контроле за преступностью.
При всей сложности криминологической обстановки в России она не является катастрофической. Если даже умножить регистрируемую преступность в стране в 4 раза (для учета основной латентности), она не будет выше, чем, например, в США, наиболее криминальной стране в мире. Различия заключаются в другом. В США доминируют кражи. Удельный вес их превышает 90% в структуре серьезной преступности, а число умышленных убийств в расчете на 100 тыс. всего населения составляет 8.2. В России — 19.9 без учета убийств военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, насильственных смертей, наступивших в связи с умышленным причинением тяжкого вреда, безвестных пропаж граждан и неопознанных трупов и других, которые квалифицируются по другим статьям и не попадают в учет умышленных убийств. Более того, в США убийства учитываются по жертвам и независимо от времени наступления смерти, а у нас при одновременном убийстве нескольких человек учитывается как одно преступление.
В США преступность более или менее полно контролируется дееспособной и хорошо обеспеченной полицией. Американцы прагматичны и над ними не довлеет идеология. По последнему очень серьезному репрессивному Закону о борьбе с насильственной преступностью (1994 г.), они запретили продажу и хранение 19 видов огнестрельного оружия и распространили назначение смертной казни на 50 составов федеральных преступлений. Вместе с этим законодатели выделили на цели борьбы с насильственной преступностью и ее предупреждения 30.2 млн. долл. На церемонии подписания Закона Б. Клинтон сказал: «Законопослушные граждане заставили услышать их голос. Никогда впредь Вашингтон не поставит интересы политики и партий над правопорядком». Результаты Закона были скромные, но реальные: в 1994 г. преступность сократилась на 1.1%, в 1995-на 0.9%, в 1996-на 1.2%.
В России нет соответствующей правоохранительной воли — служить народу, а не собственному ведомству. Политика продолжает доминировать над правом, а фальшивые успехи борьбы с преступностью — над реальным положением дел.
Одним из приоритетов уголовной политики цивилизованных стран является охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности от преступлений. Статистическим критерием такого приоритета является число граждан, защищенных от преступных посягательств, или число граждан, чьи интересы защищены в уголовном судопроизводстве. В советское время у нас защищались интересы государства, в реформенное время — интересы правонарушителя (подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного) и государства.
Жертва преступления, для защиты интересов которой и существует правосудие, осталась самой беззащитной и перед преступником, и перед правоохранительными органами, и перед судом. О жертвах преступлений нет ни государственной, ни ведомственной, ни судебной статистики. Жертва преступления вправе спросить с демократического правового государства, которое не защитило ее от преступления, не зарегистрировало преступление, не провело расследование, не нашло преступника, не осудило его и не компенсировало ее потери.