Семинар 11. Правовая система общества.

  1. Matvey
    25 апреля, 2013 в 3:37 пп

    Почему правовую систему Российской Федерации нельзя отнести к Романо-германской правовой семье?

    • Куликов Е.А.
      16 мая, 2013 в 5:18 пп

      Крупнейший специалист по правовой системе России Владимир Николаевич Синюков (рекомендую его книгу «Российская правовая система. Введение в общую теорию») выделяет самостоятельную славянскую правовую семью, к которой относит и Россию, и которая основывается на значительной культурно-исторической специфике правовых ценностей славянских стран, отражает целостный правовой феномен, имеющий глубокие национальные, духовные, исторические основания в правовой культуре России и ряда стран восточной Европы. Самобытные корни лежат в сфере глубоких социальных, культурных, государственных начал жизни славянских народов.
      Это можно осмыслить следующим образом: с формально-юридической, с внешней точки зрения, с точки зрения позитивного права Россия может быть отнесена к романо-германской правовой семье. Но, следуя указаниям В.Е. Чиркина опираться на реальную общественную практику, а не только на формальную сторону, такой вывод можно легко такую точку зрения опровергнуть. Нормативно-правовой акт, формальное право в целом не имеют для большинства россиян ценности. Гораздо ценнее личные взаимоотношения, справедливость, совесть, правда. С другой стороны, личные, неформальные отношения, заменяющие право в реальной действительности, не всегда позитивно окрашены. Также очень силен политический фактор: ни один закон, не имеющий под собой сколько-нибудь внушительной выраженной политической воли на его реализацию, действовать не будет. Судебная практика также зачастую существенно трансформирует смысл тех или иных норм права. Для судов гораздо важнее разъяснения вышестоящей инстанции, нежели закон. В правильности последнего тезиса я убедился, когда исследовал практику назначения наказания судами за преступление, совершенное в соучастии.
      Однако, возвращаясь в В.Н. Синюкову, приведем те особенности, которые он выделяет у российской правовой системы:
      1) самобытность русской государственности, не поддающаяся изменению даже после длительных и массированных включений иностранных управленческих и конституционных форм; для русского права всегда была исключительно важной связь с государством;
      2) особые условия экономического прогресса, для которого характерна опора на коллективные формы хозяйствования, крестьянскую общину, артель, сельскохозяйственный кооператив, основывающийся на специфической трудовой этике, взаимопомощи, трудовой демократии, традициях местного самоуправления;
      3) формирование особого типа социального статуса личности, для которого свойственно преобладание коллективистских элементов правосознания и нежесткость линий разделения личности и государства;
      4) тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православной ветви христианства, с её акцентом не на мирском жизнепонимании Бога и человека (католицизм) и тем более не на благословении стяжательства (протестантизм), а на духовной жизни человека с соответствующими этическими выводами — нестяжание, благочестие и т.д.
      Стоит также добавить, что сами романо-германские правоведы не относят Россию к своей правовой семье. Так, французский компаративист Рене Давид выделял семью социалистического права и относил Россию именно к ней, а не к романо-германскому праву.

  1. No trackbacks yet.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.