Важнейшие критерии эффективности демократического государства
Государство и право. – 2004. — №5. – С.93-96.
Степанов В.Ф., старший преподаватель Рязанского филиала МГУ университета культуры и искусств.
Эффективно и бесперебойно может функционировать лишь государство, обеспечивающее индивидуумам возможности выбора и самореализации в той мере, в какой это не противоречит интересам социума в целом. Степень такой эффективности определяется тремя основными параметрами:
мерой соответствия принципа законности реальной практике;
трудностями, с которыми сталкиваются в своей работе государственные институты, причинами силы и слабости этих институтов;
причинами и характером трудностей, возникающими у граждан в процессе осуществления их конституционных прав.
Согласно утверждениям Монтескье, характер государственного устройства определяется способами реализации верховной власти и нормами ее поведения, при нарушении которых государство разлагается. При этом изначальные цели всякого государства (обеспечить гражданам мирную жизнь, избежать разгула насилия в государстве и защитить от возможной угрозы со стороны других сообществ) остаются неизменными.
Следовательно, эффективность функционирования демократического государства и степень его открытости волеизъявлению граждан определяются некоторыми основными моментами, противоположными типическим чертам тоталитарности (это отмечали, например, X. Арендт, М. Джилас и др.):
отсутствует монополия одного слоя (класса, партии, группы) на политическую деятельность;
не все СМИ подконтрольны государству (хотя, безусловно, соблюдение законов обязательно для всех печатных и электронных изданий);
господствующая идеология не имеет статуса единственной и непререкаемой (допустимы взвешенные и обоснованные дискуссии, поиски оптимальных решений проблем и путей развития);
не все виды экономической и профессиональной деятельности находятся в подчинении государства, являясь его частью;
исключены политизация, идеологизация не только государственной, но и частной жизни граждан (иначе возможен идеологический и политический террор).
Подобные установки органически вытекают из кардинальных норм демократии: законодательно оформленное сотрудничество ветвей власти на всех уровнях, а также юридически закрепленные права граждан, дающие возможность оспаривать неправомерные решения властей.
Г. Миррел необходимыми условиями прогресса и демократии называет реальное участие граждан в управлении, солидарность большинства населения страны, «экологическое сознание», хорошее качество жизни, высокий уровень самоопределения и развития личности. П. Хайне считает необходимой предпосылкой успешного развития общества экономический образ мышления.
При всей сложности определения эффективности управления в демократических условиях, можно свести все к двум элементам, как представляется, наиболее важным для оценки функционирования любого управления, — политическому и экономическому:
1) обеспечение единства государства, при всей неизбежности возникающих в нем конфликтных ситуаций;
2) постоянное обновление экономики, более или менее быстрое, в зависимости от склонности различных сплоченных социальных групп к переменам или к сохранению старых порядков.
Но на пути к достижению желаемой эффективности демократического управления встают фундаментальные проблемы, связанные с реализацией демократических прав в конституционных рамках.
Государство представляет собой аппарат, систематически применяющий насилие и принуждение. Такой аппарат нуждается в строгом контроле, поскольку насилие коррумпирует тех, кто его осуществляет. Тем не менее, следует признать, что без функции принуждения государство не смогло бы обеспечить исполнение установленного порядка и принятых законов. В этой связи предотвращение антигосударственной активности имеет важное значение, ибо в лице государства общество и каждый гражданин в отдельности видят защитника и гаранта своих неотъемлемых прав. Необходимо строгое соблюдение закона как гражданами, так и государством в лице уполномоченных и должностных лиц.
Законы определяют нормы легитимных действий, устанавливают процедуры отмены или изменения старых и принятия новых законов. Конечно, из-за несовершенства закона преступник может избежать наказания, но это меньшее зло по сравнению с потенциальными последствиями произвола самого доброжелательного властителя. Но тогда встает вопрос о критериях самой законности. Такими критериями, пригодными для любого государства, можно считать нижеследующие (в этом сходятся и Парето, и Моска, и Бернхейм):
формы отношений к государству и правительству;
свободы, возможные в пределах данного государства;
принцип власти в понимании Монтескье.
Остановимся более детально на этих критериях.
Одна из важных причин государственной нестабильности, социальных потрясений — максимализм. По мнению Бердяева, он всех и все разъединяет, рождает ненависть, закрывает пути к согласию. Максималисты, как считает Дж. Бернхейм, отвергают реальную жизнь во имя верности проекту, обоготворяют тот или иной общественный строй, склоняясь к идолопоклонству. Именно максимализм, отвергающий реальность, которая не соответствует искусственным конструкциям, их утопически завышенным образцам, часто ведет к экстремизму. В подлинно демократическом государстве граждане должны отделять реальное от несбыточного, тогда их сознание будет свободно от экстремистских настроений.
С другой стороны, слабость правительства, как отмечают только что названные Парето, Моска, Бернхейм, может проистекать также от чрезмерной его терпимости к постоянным межпартийным конфликтам: в таком случае возникает угроза потери государственного единства.
Поскольку всякая власть и возникает, и существует в условиях неизбежных конфликтов между слоями, классами, стратами, группировками, она вынуждена лавировать между двумя крайностями: 1) чрезмерной склонностью к компромиссам (когда решение государственных проблем подменяется стремлением к достижению соглашений); 2) избыточной тенденциозностью (когда партии любой ценой готовы отстаивать свои идейные установки).
Сплоченность сил, пришедших к власти, обычно по мере нормализации обстановки ослабевает. Это можно проследить на примере Индии. Единство правящего Индийского национального конгресса и его союзников в значительной мере поддерживалось благодаря общенародной борьбе за суверенитет. С достижением независимости необходимое для победы объединение потеряло свою основу, и дали о себе знать многочисленные концептуальные и идеологические разногласия прежних союзников. В результате значительная доля сил и времени органов государственного управления впоследствии стала поглощаться поисками компромиссов.
Другой пример. Идеологическая непримиримость партий Веймарской республики привела к крушению самой демократии. Тем не менее, практика показывает, что постепенное усиление разногласий в правящих структурах может быть сглажено и погашено за счет:
потери экстремистскими и непримиримыми группировками своего социального и экономического влияния;
постепенного роста убежденности граждан в правомерности возникших государственных институтов и привыкания их к этим институтам. Пример этого мы наблюдаем во времена Третьей Республики во Франции. Видимо, эти две тенденции — и ослабление, и укрепление власти — находятся в постоянном взаимодействии, экстраполируясь на этапы и обстоятельства развития различных стран, на их особенности.
В условиях «массовой цивилизации» стремление партий и групп к защите своих идей и интересов, и даже тенденции к авторитарности, в целом не препятствуют демократии. Ни английские, ни американские, ни французские партии не стали тоталитарными. Лишь в национал-социалистической партии Германии в 1930-е годы возобладала тоталитарная направленность. Демократические институты обеспечивают мирную смену лиц, стоящих у власти. Устойчивая система выборов и ротации власти обеспечивает мирное развитие страны и призвана предотвратить опасные конфликты и гражданские войны. Следовательно, миротворчество — важнейшая функция демократии.
Превосходство более развитого народа определяется не только его материальным благосостоянием, но также более «продвинутыми» законами и более надежной внутренней структурой, что убедительно доказали и А. Фергюсон, и его ученик А. Смит. Внутренняя раздробленность почти всегда вела к поражениям (вспомним нашествие на Русь орды в XII в. или начальный период польской интервенции в Россию в начале XVII в.).
Как правило, всякий монопольно правящий слой (класс, группа, партия) извлекает из своего положения выгоду. Государственные служащие в той же мере добиваются благ, как и руководители частных фирм. Когда управление возлагается только на государство, общество однородно и иерархизировано.
Иными словами, степень демократичности государства можно квалифицировать по уровню его «жесткости», по тому, насколько всеохватывающий характер носит господствующая идеология.
Причины неэффективности и кризиса демократического управления могут быть как объективными (не зависящими от воли людей: природные катаклизмы, внешние влияния и т.д.), так и субъективными (являющимися результатом ошибочных решений). Неэффективность демократического управления включает в себя в тесной увязке и экономические, и политические признаки. В экономическом плане это:
неудовлетворительное руководство экономикой, инфляция, сокращение валютных запасов, необходимость обращения за иностранной помощью;
наличие привилегий меньшинства, несовместимых с общим благом; подобные привилегии могут присваиваться самим правящим слоем или быть вырванными у слабой государственной власти группами давления;
распад страны или союза как единого экономического (а, следовательно, и политического) пространства (что наблюдалось, например, в периоды распада Британской и Французской империй).
Политическая неустойчивость демократических правительств чаще всего объясняется:
избытком разногласий, отсутствием надежного большинства в парламенте; трудностью достичь эффективности Кабинета, составленного из представителей партий различной ориентации;
недостатками, несовершенствами конституции и парламентского механизма;
особенностями самого государства, действующей в нем системой партий и общественных организаций.
Тем не менее, кризис власти, каким бы острым он ни был, не должен автоматически приводить к решению о необходимости упразднения демократии. Пример Веймарской республики (да и современной России) показывает, что изменение демократического правления может быть даже более опасным, чем пребывание государства в состоянии стагнации. Анализ причин, приведших те или иные демократии к разрушению, позволяет выделить в качестве доминантных: а) недостатки, пороки системы функционирования власти; б) бездарность правителей; в) слабость государства.
Было бы ошибкой также сбрасывать со счетов и характеристики самого государства, состояние гражданского сознания. Если граждане сомневаются в легитимности власти, то это мешает преодолению трудностей, кризисов, охватывающих страну, так как объектом нападок становится сама организация государственной власти (взять хотя бы пример Польши после 1945 г.). Если среди граждан нет единства в понимании прошлого и будущего страны, то это также может вызывать кризис власти (такие разногласия возникали в парламентах некоторых колониальных держав по поводу целесообразности обладания колониями: в Нидерландах — об отделении тихоокеанских территорий, во Франции — в случае с Алжиром и т.п.). Государство становится особенно уязвимым, если отсутствие национального единства накладывается на брожение в армии. Часто именно в результате военных переворотов прекращается действие существующей конституции (страны Латинской Америки, Африки и др.).
Для демократического государства представляет значительную опасность навязывание ему воли меньшинства, претендующего на выражение интересов всей страны. Такое меньшинство постоянно и настойчиво может пугать граждан катастрофой, которая будто бы наступит, если будет изменен курс, определяемый этим меньшинством. И «призывание бед и несчастий» нередко материализуется: такое меньшинство может воспрепятствовать законной смене власти, а государственному перевороту придать легитимность (вспомним обстоятельства прихода к власти Наполеона I и Наполеона III во Франции).
Моска называет демократию «олигархией особого рода, плутократией»: владельцы средств производства прямо или косвенно (в том числе через СМИ) влияют на государственных деятелей. Джилас считал олигархиями все восточноевропейские страны народной демократии.
При такой интерпретации понятия олигархичности трудно представить неолигархичную систему власти, будь то либеральная или народная демократия: государственные решения принимаются обществом в целом. Ключевые вопросы оценки власти: как олигархия использует свои потенции; каковы условия ее правления; во что обходится и какую пользу государству приносит ее влияние.
Бернхейм, Моска, Джилас сходятся в том, что качество и свойства того или иного демократического правления можно вывести из пяти его фундаментальных характеристик:
- Состав господствующего меньшинства (олигархии, в понятии макиавеллистов): а) кто в него входит; б) как легко в него проникнуть; в) какова степень открытости правящего меньшинства?
- Личные качества, необходимые для достижения политической власти;
- Привилегии правящего меньшинства;
- Гарантии управляемых;
- Обладатели истинной власти; рамки этого обладания, его сила и способы воздействия.
Рассмотрим вкратце, какой же разброс параметров дают нам современные демократии по этим позициям.
- Разумеется, до идеала равенства возможностей далеко; у граждан нет одинаковых шансов занять, даже при желании, место в политической иерархии. Но с расширением системы образования, демократизацией власти правящее меньшинство стало менее замкнутым и непроницаемым. В него можно войти: благодаря социальному положению, участию в деятельности партий, обществ, профсоюзов, работе СМИ, вузов и т.д.
- Макиавеллисты считают, что для успешной карьеры в условиях демократии прежде всего должен быть «хорошо подвешен язык», а опыт не обязателен. Значение этого достоинства трудно отбросить, но продвигаться к власти можно и не обладая им (у нас перед глазами — примеры некоторых наших современных государственных «авторитетов»).
Карьеру могут обеспечить искусство кулуарных интриг, компромисса, манипулирования людьми и т.д. Различные способы достижения успеха имеют свои преимущества и недостатки. И какие из них наиболее востребованы и ценимы в данном государстве — важный показатель нравственного, психологического и интеллектуального состояния этого государства.
- Трудно отрицать наличие привилегий у правящего меньшинства. Оно создает нечто вроде союза взаимопомощи, имеет возможность «греть руки». Но гласность и правовые установления могут значительно ограничивать такие явления.
- Демократическое государство дает гражданам наибольшие гарантии соблюдения прав. Хотя не исключается возможность преследования и несправедливости: вспомним маккартизм в США, чистку 1944-1945 гг. во Франции и т.п. Но в значительной мере вероятность таких явлений зависит от зрелости и сплоченности граждан, от позиции самого общества в целом.
- По Марксу, подлинная власть — у людей, владеющих средствами производства. Это справедливо для ранних этапов развития индустриальных обществ. Например, в Англии XVIII — первой половины XIX вв. парламентская олигархия была и политической, и экономической, т.е. вся власть была в руках землевладельцев. Сегодня в странах Европы и США экономическая и политическая власти разделены, хотя американский министр обороны в свое время заявил: «Что хорошо для «Дженерал Моторс», то хорошо и для Соединенных Штатов». В условиях демократических режимов нерациональное воздействие на экономику в целом возможно.
Таким образом, причины перечисленных возможных несовершенств государственного управления в условиях демократического правления сводятся к трем основным моментам:
избыток олигархии: действия партий иногда зависят от всемогущества некоего влиятельного меньшинства;
избыток демагогии: отдельные группы (слои, классы) и партии, их представляющие, порой забывают о нуждах социума в целом, об интересах страны;
недостаток, ограниченность свободы принятия решительных мер в критических ситуациях: это затрудняется несогласованностью интересов различных общественных движений.
Допустим, если рабочие жизненно важных отраслей с помощью забастовок или их угрозы добиваются для себя высокой зарплаты и удовлетворения иных завышенных претензий, то такая ситуация наряду с ограниченными положительными качествами несет с собой значительную долю деструкционизма. В результате может произойти саморазрушение государства.
С другой стороны, массовые увольнения, массовая безработица также являются угрозами существования государства, так как они разрушают моральные основы государственного порядка и создают «закваску» для возникновения радикальных политических движений. К безработице ведут либо увольнение лиц, неугодных фактическим хозяевам предприятий, либо желание удержать высокий уровень зарплаты за счет сокращения рабочих мест. Пособия же по безработице и широкое внедрение в практику общественных работ, как правило, поощряют иждивенчество и ведут к проеданию капитала.
Доля капитала, идущего на потребление, не должна превышать расходов, идущих на формирование дополнительного и поддержание существующего капиталов. Политика же проедания капитала может принести временный успех демагогам и популистам за счет подрыва будущего производства. Постоянное улучшение положения масс, рост зарплаты (или общественных фондов потребления) возможны только при стабильном наращивании капитала11.
Яркий пример политики проедания капитала дает французский экономист Р. Стурм (1837-1917), описывая политику якобинцев: «Завтра для них никогда ничего не значило: ежедневно дела велись так, как будто это их последний день… ежедневное расходование запасов богатой и могущественной страны обнаружило неожиданное изобилие ресурсов».
Итак, в числе наиболее значимых критериев эффективности функционирования демократической: государства можно выделить: качество государственного управления, обеспечение социальной стабильности, экономического благополучия, минимальное влияние олигархии; искоренение (достижимое) демагогии; разумное использование капитала (максимальное исключение неразумного его проедания); отсутствие массовой безработицы; реальное влияние профсоюзов, но без диктата объединений членов жизненно важных отраслевых структур (транспорт, энергетика и т.п.).
Государственные лидеры должны избираться лишь на основе всестороннего учета их практической деятельности. Мнения о достоинствах лидеров (как и всякого человека вообще) могут быть лишь предметом личного ценностного суждения.
Всевластие правительства губительно для демократического государства: в таких условиях права гражданина не могут быть гарантированы, так как власть здесь может подвергнуть дискриминации каждого, неугодного ей, и свобода слова и совести в таком случае становится призрачной. Чтобы власть всегда была способной к конструктивному решению проблем, реализация интересов различных социальных групп не должна ущемлять интересы государства в целом. Для достижения высокой эффективности своего функционирования демократическое государство должно стремиться изживать черты авторитарности: идеологическую однородность и видимую бесконфликтность, которые держатся на единовластии какой- либо социальной группы; несвободу волеизъявления и ортодоксальность при фактической неоднородности.