О функциях исполнительной власти
Бельский К.С., профессор Московской юридической академии, д.ю.н.
Государство и право – 1997 — №3 – С.14-21.
Постановка вопроса о функциях исполнительной власти. В советских общественных науках одним из центральных теоретических положений была идея о том, что государство как политический институт, управляющий обществом, в том числе Советское государство, необходимо на переходный период от капитализма к коммунизму и что в конечном счете оно обречено на «полное отмирание». Сейчас, когда мы освободились от гнета этой идеологической химеры и признали, как все здравомыслящие люди, что государство представляет собой жизненно необходимую политико-юридическую ценность, «непрерывное и неумирающее единство», ни на минуту не прекращающее своего существования, сейчас, в период построения правового государства, очень важно разобраться как в сущности государства и государственной власти, так и в каждой из ее ветвей, и прежде всего в наиболее сложной и малоисследованной в российской юридической литературе исполнительной власти. Следует подчеркнуть, что в настоящее время особое научно-теоретическое и практическое значение имеет исследование вопроса о функциях исполнительной власти.
Во-первых, на мой взгляд, попытки теоретически правильно проанализировать категорию исполнительной власти и сформулировать ее понятие без ясного определения функций этой власти не могут быть успешными. Опубликованная в журнале «Государство и право» в № 8 за 1996 г. концепция развития системы исполнительной власти в Российской Федерации, разработанная группой сотрудников сектора административного права ИГП РАН, ставит целый ряд интересных вопросов, затрагивающих различные аспекты данной ветви власти.
Авторы «концепции» справедливо указывают, что в Конституции РФ 1993 г. нет достаточно полного системно-структурного определения исполнительной власти. Представляется, что подобное определение составителям Конституции РФ не удалось потому, что они не имели четкого представления о функциях исполнительной ветви государственной власти. Такой вывод самым очевидным образом напрашивается при чтении ст. 110-117 Конституции РФ, где понятие «исполнительная власть» оказалось подмененным понятием «Правительство Российской Федерации» с полномочиями, обозначенными слишком обобщенно и расплывчато. Нельзя не видеть, что Конституция РФ относит к исполнительной власти только Правительство РФ, а вся нижестоящая часть этой пирамиды вместе с муниципальными структурами оказалась вне конституционного поля. Авторы Конституции РФ пошли, так сказать, от обратного и признали, что исполнительная власть есть вся государственная власть за вычетом той, какую они предоставили Президенту РФ, Федеральному Собранию и судебной власти.
Во-вторых, проблема функций исполнительной власти в юридической и политологической литературе не осмыслена в полной мере научно и объективно. Объясняется это, по-видимому, тем, что многие ученые-юристы, как, впрочем, и практики-администраторы, упрощают проблему и полагают, что само название данной ветви власти прямо связано с ее функциями: данная власть исполняет законы. Стало общепринятым, что законодательная ветвь государственной власти есть власть, направляющая и контролирующая, исполнительная есть власть исполняющая и подзаконная. Однако еще во второй половине XIX в. знаменитый швейцарский государствовед И.К. Блунчли находил неудачным название этой ветви власти и, указывая на предметный характер и многообразие ее деятельности, считал, что существо исполнительной власти далеко не исчерпывается слишком общим понятием «исполнение».
В-третьих, без правильного теоретического решения вопроса о функциях исполнительной власти ее органам и должностным лицам трудно составлять четкие, продуманные и долговременные программы, намечать приоритетные направления своей деятельности.
Что же следует понимать под функциями исполнительной власти?
Функции следует определить как ведущие направления в деятельности органов исполнительной власти; в них выражается целевая нагрузка данной ветви государственной власти и с ними напрямую связан предоставляемый органам исполнительной власти объем государственно-властных полномочий. Говоря по-другому, под функциями понимают и цели, которые ставит государство перед исполнительной властью, и основные направления ее деятельности, и правовые средства (обязанности и полномочия), которые применяются для достижения поставленных целей. Каждая функция как определенный вид деятельности исполнительной власти характеризуется известной самостоятельностью, однородностью и повторяемостью. Каждая функция исполнительной власти имеет свою сферу действия и осуществляется, как правило, соответствующими методами. Функции отражают содержание деятельности исполнительной ветви государственной власти и в известной степени характеризуют ее сущность. Однако структурная сложность и особенности исполнительной ветви государственной власти таковы, что тщательный ее анализ приводит к выводу о двух уровнях ее функций — первом и втором.
Первый уровень функций исполнительной власти. Этот уровень охватывает основные функции исполнительной власти, имеющие глобальное значение для жизни общества и вытекающие из субстанциональной природы этой власти, которая с точки зрения своей родословной является древнейшей властью и от которой позднее отделяются законодательная и судебная. И последовательный сторонник прусской монархии философ Гегель, и либеральный французский государствовед Эсмен, и умеренно-консервативный государствовед Н.М. Коркунов одинаково подчеркивали, что исполнительная власть гораздо полнее, чем законодательная, представляет единство, сущность, функциональную направленность государства, а потому основное назначение государства — охранять внутренний и внешний мир общества, обеспечивать его благосостояние — рельефно и содержательно воплощается в ее функциях. Исполнительная власть образует предметную основу государства, его предметное бытие. «Государство лишь постольку существует, — писал Н.М. Коркунов, — поскольку оно действует, властвует, правит». И подобное существование государства проявляется прежде всего в осуществлении исполнительной властью своих основных функций. Каждая из таких функций определяется объектом управления и способом воздействия на него органов исполнительной власти.
Один из объектов — это общественный порядок и национальная (государственная) безопасность, которые охраняются и обеспечиваются путем наблюдения компетентными органами исполнительной власти за местами, имеющими общественное значение (улицы, вокзалы, зрелищные заведения и т.д.), и путем постоянного поддержания Вооруженных сил страны для защиты населения и территории от военного нападения. Этот чрезвычайно важный объект управления, являющийся необходимой предпосылкой нормального бытия гражданского общества и функционирования его политических, экономических и культурных структур, обусловливает такую функцию исполнительной власти, как функция охраны общественного порядка и обеспечения национальной (государственной) безопасности.
Другой важный объект управления — это определенная отрасль народного хозяйства, социально-культурного и административно-политического строительства (экономика, финансы, образование, здравоохранение, оборона и т.д.), функционирование которой возможно при постоянном управленческом воздействии на нее органов исполнительной власти, выражающемся в руководстве, планировании, регулировании, координировании, подборе кадров, контроле. Данный объект определяет регулятивно-управленческую функцию исполнительной власти.
Актуализация в ХIХ-ХХ вв. в странах Западной Европы, России и США проблемы прав и свобод граждан, закрепление их на конституционном уровне в большинстве государств мира, провозглашение в советских конституциях 1936 и 1977 гг., наконец, выделение их в Конституции РФ 1993 г. поставили вопрос еще об одном важном объекте государственного управления — защите прав и свобод граждан, и данный объект определил еще одну основную функцию исполнительной власти. Таким образом, первый уровень включает три основные функции исполнительной власти и каждую из них следует рассмотреть отдельно.
Первая основная функция — функция охраны общественного порядка и обеспечения национальной (государственной) безопасности представляет собой одно из главных направлений в деятельности органов данной ветви власти. Общественный порядок, предполагающий также общественную безопасность, — фундамент нормальной социальной жизни всех граждан, общающихся друг с другом, и деятельности всех государственных, общественных и частных учреждений. Необходимо отметить, что и в Конституции РФ, и в Законе РФ «О милиции» 1991 г., и в других законодательных актах недооценивается категория общественного порядка и не осознается ее масштабность. Между тем общественный порядок как полицейская категория применительно к повседневной жизни каждого гражданина — именно масштабная категория. Жизнь почти каждого взрослого гражданина при панорамном взгляде на нее проходит, как правило, в трех измерениях: 1) в семье; 2) на работе; 3) на улице (в общественном месте). Причем суточное время распределяется между этими тремя частями в целом поровну. Можно утверждать, что в плане социального бытия пребывание гражданина в общественных местах (проезд на работу в общественном транспорте, посещение торговых учреждений, зрелищных заведений) составляет одну из основ его существования. Фактически каждый гражданин ежедневно выступает в роли субъекта административно-правовых (полицейских) отношений в сфере общественного порядка.
Ослабление функции охраны общественного порядка и общественной безопасности дает о себе быстро знать ростом административных проступков и преступлений, резким понижением культуры человеческого общения, нарушением санитарных и экологических правил, повреждением государственного имущества в общественных местах (на транспорте, в парках, зрелищных заведениях). Грубость, цинизм, хамское отношение к старшим становятся нормой в поведении многих молодых людей, находящихся в общественных местах. В таких условиях граждане перестают доверять государству как защитнику их жизни, здоровья и собственности; они принимают меры самозащиты; покрывают железными решетками окна квартир, монтируют входные металлические двери, приобретают газовое оружие для защиты от противоправных посягательств.
Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности представляет настолько важную функцию исполнительной власти, что ослабление этой функции сказывается отрицательно на других сторонах деятельности государства, а именно на управлении экономикой, финансами, культурой, образованием, социальным обеспечением и т.д. Исторически само государство возникает из необходимости создать в обществе порядок, чтобы жизнь людей проходила в условиях безопасности и благосостояния, без эксцессов и в гармонии друг с другом. В сущности, под государством надо понимать организованное общество, т.е. общество, в котором имеет место порядок. Государству как правовому и общественно-политическому образованию было дано немало научных определений. Однако есть одна коренная, возможно, даже первая причина, объясняющая возникновение и суть государства, позволяющая дать ему более точное определение, — это необходимость создать для жизни и деятельности граждан правовой и общественный порядок. «Государство, — писал известный русский государствовед А.Д. Градовский, — есть оседлая и организованная масса лиц и общественных союзов, живущих на определенной территории и подчиненных одной верховной власти, облеченной правами законодательства, суда и управления для обеспечения юридического порядка и общих условий благосостояния».
Полицейская деятельность государства имеет целью охрану всех форм общественного порядка и направлена в первую очередь против эксцессов в общественных местах. Административные правонарушения и преступления, совершаемые в общественных местах, вносят в общественный и правовой порядок дезорганизующие воздействия, «малые беспорядки» выбивают нередко из привычной колеи большие массы людей, создают неразбериху и неорганизованность в жизнедеятельности сотен и тысяч людей, причиняют трудности в работе учреждений и предприятий, а в отдельных случаях ведут к кризисным и революционным ситуациям в стране. С беспорядков на улицах Петрограда и других крупных городов России, зачинщиками которых были как революционно настроенные массы, так и уголовные элементы, началась в 1917 г. Февральская революция. Спровоцированные летом 1978 г. в больших кинотеатрах Ирана пожары с сотнями и тысячами погибших людей привели к массовым беспорядкам в общественных местах и способствовали возникновению глубокого кризиса режима шаха Реаза Пехлеви, закончившегося победой исламских фундаменталистов.
Полицейская деятельность государства, осуществляемая специальным аппаратом, появилась из необходимости постоянно и на высоком профессиональном уровне охранять общественный порядок и таким образом способствовать качественному выполнению исполнительной властью функции, которую по политической значимости следует называть первичной. Об общественном порядке исполнительная власть обязана постоянно заботиться под страхом потери своего авторитета в глазах населения и даже под угрозой смерти самого государства. «Общество нуждается прежде всего в безопасности, зная о том, что прочие его цели не могут быть достигнуты, пока эта первая, необходимая цель не будет осуществлена», — писал известный русский полицеист А.С. Окольский, имея в виду эту функцию исполнительной власти.
Охрана общественного порядка органами исполнительной власти осуществляется методами: прежде всего посредством наблюдения, надзора и контроля за поведением граждан и деятельностью организаций. Граждане свободно себя ведут в местах, имеющих общественное значение, и по своему усмотрению реализуют субъективные права и свободы (например, право проводить демонстрацию), но в границах закона. Только в случаях возникновения угрозы общественному порядку или совершения правонарушений отдельными гражданами органы исполнительной власти применяют соответствующие меры принуждения.
Другой стороной рассматриваемой функции является национальная (государственная) безопасность, которая в соответствии с Законами РФ «Об обороне» от 24 апреля 1996 г. и «О безопасности» от 5 марта 1992 г., а также другими законодательными актами определяется как состояние защищенности интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В нее включаются в первую очередь государственная и оборонная безопасность, а также другие ее виды: экономическая, информационная, медицинская, экологическая и т.д. Эта сторона функции обеспечивается деятельностью Вооруженных Сил, Федеральной службы безопасности, Службой внешней разведки, внутренними войсками и другими структурами. Благодаря осуществлению исполнительной властью данной функции государство обеспечивает, выражаясь словами Гоббса, «внутренний мир и защищается от иноземных врагов».
Вторая важнейшая функция исполнительной власти — регулятивно-управленческая, представляющая собой деятельность «публичных служб» по руководству экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением, обороной, внутренними и внешними делами государства. Конституция РФ в ст. 114 называет отрасли социальной деятельности, управление (руководство) которыми осуществляет Правительство РФ: федеральный бюджет, финансы и денежная политика, культура, наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, экология, оборона, внешняя политика и т.д. Статья 21 Закона РФ «О Совете Министров — Правительстве РФ» от 22 декабря 1992 г. достаточно выразительно подчеркивает организационно-управленческий аспект в деятельности высшего федерального органа исполнительной власти: Правительство РФ «объединяет, направляет и координирует работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов исполнительной власти». Данная деятельность Правительства РФ является управленческой по характеру, осуществляется непрерывно, на основе и во исполнение закона.
Но государственное управление как деятельность органов исполнительной власти выступает одновременно и как распорядительная деятельность. Органы исполнительной власти выступают не как пассивные исполнители закона, воли законодательного или вышестоящего по вертикали органа, но как органы, обладающие властными полномочиями, предпринимающие управленческие действия по собственной инициативе, реагирующие посредством властных решений на перемены в управленческой ситуации.
Необходимо отметить, что исполнительная ветвь государственной власти имеет дело с таким объектом управления, а лучше сказать, с таким материалом, который можно было бы по примеру естествоиспытателей назвать «мутационным» (лат. mutatio — изменение, перемена). Быстрые изменения, появление новых проблем, возникновение критических ситуаций, короче говоря, неисчерпаемая способность создавать ежедневно новые обстоятельства — таковы особенности этого материала, с которыми работают органы исполнительной власти (должностные лица) и с которыми не сталкиваются ни депутаты парламента, ни судебные работники. Этим и объясняется наделение органов исполнительной власти правом издавать предписания для нижестоящих органов — подзаконные нормативные и индивидуальные акты. Так, Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые, согласно ч. 2 ст. 115 Конституции РФ, обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Распорядительную деятельность органов исполнительной власти нельзя противопоставлять исполнительной. Это деление условное, но достаточно выпукло характеризующее исполнительную власть. На самом деле в государственном управлении исполнение и повеление следует рассматривать как две стороны «одной медали»: исполняя законы, орган исполнительной власти своими предписаниями приводит в движение всю административную машину. Поэтому в юридической литературе, причем не только отечественной, но и зарубежной, государственное управление вполне резонно определяется как исполнительно-распорядительная деятельность. Думается, что в перечень терминов и понятий, используемых в процессе решения организационно-правовых проблем и предложенных авторами Концепции развития системы исполнительной власти в Российской Федерации, следует включить понятие «исполнительно-распорядительная деятельность», которое полно и рельефно характеризует исполнительную власть в плане осуществления ею регулятивно-управленческой функции.
Анализ регулятивно-управленческой функции исполнительной власти показывает, что она реализуется преимущественно в сфере регулятивных правоотношений, возникающих на основе правомерного поведения субъектов и образующих естественную ткань управленческих процессов. Государственное управление — это положительная, организующая и творческая деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Но эффективное руководство органов исполнительной власти всеми отраслями социальной действительности возможно при условии, если в стране имеет место общественный порядок и обеспечивается национальная (государственная) безопасность.
Исследование регулятивно-управленческой функции исполнительной власти свидетельствует также о том, что понятие «государственное управление» является более широким по сравнению с понятием «исполнительная власть». Когда речь идет о государственном управлении как деятельности органов исполнительной власти, то государственное управление понимается в узком смысле, как форма и «глагольная основа» практической реализации исполнительной власти. При этом необходимо заметить, что для исполнительной ветви государственной власти характерно то, что она осуществляет свои функции посредством специального аппарата. Для исполнительной власти такой аппарат составляет основу ее деятельности, эта власть воплощена в данном аппарате. Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. точно очерчивает систему федеральных органов исполнительной власти и гласит: «Установить, что в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России».
Но две другие ветви государственной власти — и законодательная, и судебная — также имеют обслуживающий их аппарат управления, в котором работают государственные служащие в качестве экспертов, консультантов, делопроизводителей, архивариусов и т.д. Этот аппарат — государственный. Он не охватывается понятием «исполнительная власть», но интегрируется в понятие «государственное управление». В связи с этим представляется, что государственное управление как вид государственной деятельности проявляется как в деятельности органов исполнительной власти, так и в деятельности аппарата управления, обслуживающего законодательную и судебную ветви власти. Аппарат государственного управления создает единую основу, устойчивость и порядок в функционировании всех ветвей государственной власти, а термин «государственное управление» не только помогает осмыслить одну из важнейших функций исполнительной власти, но одновременно способствует пониманию деятельности каждой из ветвей государственной власти.
Важной функцией исполнительной власти является функция обеспечения прав и свобод граждан. В настоящее время данная функция закреплена за органами исполнительной власти во всех нормативных актах, устанавливающих их правовой статус. Так, Конституция РФ в ст. 114, очерчивая компетенцию Правительства РФ, указывает, что оно «осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан». Аналогичная обязанность входит в компетенцию краевой, областной администрации, которая в соответствии со ст. 57 Закона РФ «О краевой, областной администрации» от 5 марта 1992 г. охраняет права и свободы граждан.
Юридически власть государства над его гражданами суверенна, но не беспредельна. Государство как в интересах гражданина и общества, так и в собственных интересах идет по пути самоограничения и устанавливает область естественных прав и свобод граждан. Причем государство, выделяя сферу прав и свобод граждан, возлагает на все ветви государственной власти обязанность защищать и охранять эти права и свободы, в том числе на исполнительную власть. Из структур исполнительной власти в этом отношении существенная роль принадлежит органам милиции, к основным задачам которых, согласно Закону РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. и Положению о милиции общественной безопасности в Российской Федерации от 12 февраля 1993 г., относится защита прав и свобод граждан. Известно, что рядовой гражданин, имеющий дело в своей жизни чаще всего с органами исполнительной власти, в случае ситуации, угрожающей его правам, свободам и интересам, обычно призывает на помощь работников милиции. С точки зрения оперативности, популярности и авторитетности эти органы находятся ближе всего к населению, к этим органам путь отдельного гражданина короче. Мешают ли ему жить соседи по квартире, покушается ли кто-либо на его собственность, угрожают ли его безопасности и чувству достоинства уличные хулиганы, гражданин ищет защиты прежде всего в органах исполнительной власти, в частности в милиции.
Функция защиты прав и свобод граждан — особая функция исполнительной власти. Если первые две функции являются функциями массового обслуживания населения и осуществляются исполнительной властью как в порядке своего предназначения, так и в силу присущих этой власти предметных свойств (наличие материальных средств, силовых структур, права на принуждение и т.п.), то функция защиты прав и свобод граждан осуществляется исполнительной властью, если позволительно такое выражение, не столько «оптом», сколько «в розницу». На подобной основе построена деятельность многих органов исполнительной власти, в частности органов социального обеспечения, здравоохранения, милиции. В ст. 2 Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. закреплена обязанность милиции оказывать помощь гражданам в осуществлении их прав и законных интересов.
Осуществляя практическую деятельность по организации социальной жизни общества — установлению общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, руководству отраслями социальной действительности и защите прав и свобод граждан, — исполнительная власть для эффективной реализации основных функций нуждается в наличии полномочий, которые давали бы ей возможность собственными действиями осуществлять правовое регулирование, правоприменительную и юрисдикционную деятельность, т.е. возможность издавать правовые нормы, применять их, наказывать лиц, нарушающих общественный порядок и дисциплину в аппарате государственного управления, посягающих на права и свободы других граждан. Государство предоставляет органам исполнительной власти полномочия на: издание нормативных актов по определенному кругу вопросов, индивидуальных актов для разрешения конкретных дел, вынесение юрисдикционных решений по административным и дисциплинарным делам. Поэтому государство наделяет исполнительную власть полномочиями, образующими второй уровень функций этой власти.
Второй уровень функций исполнительной власти. Функции данного ряда имеют вспомогательный, лучше сказать, инструментальный характер и направлены на обслуживание каждой из основных функций. Иначе говоря, функции исполнительной власти второго уровня — нормотворчество, применение правовых норм, юрисдикция — используются как организационно-технические средства реализации основных функций рассматриваемой власти.
Необходимой вспомогательной функцией исполнительной власти является нормотворческая функция, которая заключается в издании органами этой власти нормативных актов управления. Если закон издается представительным органом (Государственной Думой, законодательным собранием области), то подзаконный нормативный акт принимается органом исполнительной власти. Согласно ст. 105 Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой. Однако ст. 110 и 115 Конституции РФ, возлагающие осуществление исполнительной власти на Правительство страны и указывающие на его полномочия, предусматривают издание данным органом исполнительной власти постановлений. В настоящее время Президент РФ, у которого есть прерогативы в области исполнительной власти, Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, органы исполнительной власти субъектов федерации, муниципальные органы исполнительной власти издают огромное число актов управления, содержащих нормы права, причем, как показывает правотворческая практика этих органов, объем таких нормативных актов непрерывно увеличивается. Достаточно назвать нормотворческую деятельность Министерства внутренних дел РФ, принявшего за последние 4-5 лет значительное количество нормативных актов, направленных на охрану общественного порядка. В качестве примера можно назвать такие важные нормативные акты, как Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности РФ, утвержденный приказом МВД РФ 18 января 1993 г., Инструкция по организации работы участкового инспектора милиции, утвержденная приказом МВД РФ от 14 июля 1992 г., Правила пожарной безопасности, утвержденные приказом МВД от 14 декабря 1993 г. Все они содержат правовые нормы, которые обеспечивают охрану общественного порядка и общественной безопасности.
Правотворческая деятельность органов исполнительной власти продолжает в границах своей компетенции деятельность, которую начал законодатель. Если нормы закона не регулируют непосредственно управленческих и полицейских отношений, а они нуждаются в правовой регламентации, то эту функцию выполняют соответствующие органы исполнительной власти.
Другая вспомогательная, имеющая большое практическое значение функция исполнительной власти — оперативно-исполнительная. Она заключается в том, что органы исполнительной власти обеспечивают реализацию правовых норм, содержащихся как в законах, так и в подзаконных актах. Если правотворческий орган (законодательной или исполнительной власти) закрепляет в праве решения нормативного характера, то другой орган, а именно орган исполнительной власти, на основании своих государственно-властных полномочий обеспечивает применение этих нормативных предписаний, продолжает их поднормативное регулирование в случаях, когда необходима их конкретизация. Центральным звеном правоприменительной деятельности является управленческое решение — властный индивидуальный акт, устный или письменный, адресованный определенному лицу и разрешающий конкретную проблему.
Применение права исполнительной властью представляет собой повседневную практическую деятельность, имеющую творческое, организующее содержание. Это — управленческая деятельность в своем истинном виде; это, по справедливому замечанию С.С. Алексеева, — подлинная, «настоящая» управленческая деятельность. Данный аспект характеризует оперативно-исполнительную функцию исполнительной власти как функцию, представляющую повышенную ценность по своей сервисной роли и напрямую связанную с реализацией каждой основной функции исполнительной ветви государственной власти.
Особую роль в реализации основных функций исполнительной власти играет юрисдикция, осуществляемая ее органами. Юрисдикционная функция исполнительной власти может быть представлена как деятельность ее органов по применению административных, дисциплинарных, материальных и финансовых санкций к гражданам и работникам аппарата государственного управления, совершившим правонарушения. Система таких юрисдикционных воздействий обеспечивает быстрое, простое, своевременное и эффективное наказание нарушителей общественного порядка, служебной дисциплины, а также лиц, посягающих на права и свободы других граждан. Большое значение юрисдикционная деятельность органов исполнительной власти имеет в обслуживании такой основной функции, как защита прав и свобод граждан. В свое время на этот аспект юрисдикционной деятельности обратила внимание Н.Г. Салищева, которая писала: «Административная юрисдикция — один из важных и эффективных способов защиты прав граждан».
Судебный орган — слишком обстоятельная и громоздкая юрисдикционная структура, не всегда имеющая возможность оперативно и быстро реагировать на многие правонарушения, совершаемые как в общественных местах, так и в сфере государственно-служебных отношений. Например, после фиксации железнодорожным контролером бесплатного проезда важно сразу оштрафовать виновного гражданина, чтобы достичь социального эффекта — принудить его к денежной компенсации и одновременно обеспечить воспитательное воздействие. Поэтому государство заинтересовано, чтобы юрисдикционная функция выполнялась как судом, так и соответствующими учреждениями исполнительной власти своевременно и в предусмотренных процессуальных формах. Юрисдикционная функция исполнительной власти обеспечивает эффективную охрану общественного порядка, более качественную и дисциплинированную работу аппарата государственного управления, оперативную и надежную защиту прав и свобод человека.
Ключевая проблема в учении об исполнительной власти. Вопрос о функциях исполнительной власти является ключевым в теории исполнительной власти и на переходном этапе современной России приобретает научную и практически-политическую значимость в организации деятельности органов исполнительной власти. Кроме того, решение вопроса о функциях исполнительной власти вносит некоторые коррективы в научные представления об административном праве. В связи с этим изложенные соображения о функциях исполнительной власти позволяют сделать следующие два вывода.
Во-первых, для исполнительной ветви государственной власти характерно то, что она осуществляет свои функции посредством специального аппарата, представляющего собой органы этой власти и работающих в нем государственных и муниципальных служащих. Именно основные функции исполнительной власти могут служить научно обоснованным критерием объективной и отвечающей запросам общества классификации органов исполнительной власти на всех уровнях на две главные группы: 1) органы государственного управления, осуществляющие руководство всеми отраслями социальной действительности (например, министерства экономики, финансов, образования, здравоохранения, обороны и т.д.), и 2) образуемые ими, но выделяемые в самостоятельную группу надзорно-контрольные или полицейские органы в широком смысле (органы внутренних дел, служба безопасности, налоговая полиция и т.д.), особенностью которых является применение к третьим, не подчиненным по службе лицам принудительных полномочий, называемых в литературе всех стран полицейскими.
Подобное деление органов исполнительной власти просматривается в современном российском законодательстве, в частности в Указах Президента РФ «О государственных надзорных органах» от 12 ноября 1992 г. и «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г., однако недостаточно четко и последовательно. Данная классификация органов исполнительной власти имеет целый ряд неоспоримых достоинств: вносит ясность и порядок в огромное разнообразие органов данной ветви власти, способствует более точному определению их функций, задач и компетенции, упорядочивает систему ответственности всех субъектов государственного управления. Интересно отметить, что функции (законодательство, управление, правосудие), которые на уровне государства воплощены в трех обособленных ветвях власти, призванных организовать работу государства и обеспечить политическое равновесие между ними, — эти функции, перенесенные на исполнительную власть и встроенные в ее структуры, выполняют скромную вспомогательную, но организационно важную роль в реализации функций первого уровня. Если в основе функций первого уровня лежат главные направления в деятельности исполнительной власти, формирование основных видов ее органов, их специализация, то в основе функций второго уровня — соображения технической целесообразности. В целом оба уровня функций исполнительной власти можно представить как систему взаимных пересечений и уравновешиваний, положительных воздействий одних органов исполнительной власти на другие.
Во-вторых, правильное обозначение основных функций исполнительной власти создает определенные возможности для «переоценки ценностей» в науке административного права, для освобождения ее от идеологических наслоений 30-80-х годов и для поворота в сторону более объективного определения предмета административного права и построения его системы. Следует сказать, что уже полтора столетия раздаются жалобы отечественных и зарубежных административистов на то, что общественные отношения, регулируемые административным правом, настолько безбрежны и мозаичны, что не поддаются учету и классификации, на основе которой можно было бы откорректировать и более полно определить предмет отрасли. Отсюда и сомнения ряда видных ученых (В.Л. Кобалевский, М.И. Еропкин, В.Д. Сорокин, Б.М. Лазарев) в том, что рамки государственного управления охватывают все отношения в административно-правовой действительности. Взвешенный анализ основных функций исполнительной власти, в особенности первых двух, показывает их объективный характер. С одной стороны, эти функции вызваны к жизни специфической общественно-правовой средой с государственно-управленческими и полицейскими отношениями, с другой стороны, деятельность соответствующих этим функциям организационных структур регламентируется нормами управленческого и полицейского права — двух подотраслей, образующих в совокупности основы административного права.