Главная > Монографии > Функции Российского государства на современном этапе

Функции Российского государства на современном этапе

Л.А. Морозова, к.ю.н.

Государство и право – 1993 — №6 – С.98-108.

 

Понятие и содержание функций государства

В юридической науке под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и методах.

Следует, однако, отметить, что современной юридической наукой предложена трактовка функций государства не только как направлений его деятельности, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы. И это представляется правильным, так как, выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством прово­димых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать условия раз­вития общества, оказывать созидательное воздействие, так и усиливать кризис­ное его состояние.

Таким образом, функции государства можно определить как основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов.

Существенными признаками функций государства являются:

устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере общественной жизни;

непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется посредством соответствующих функций;

направленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижение тех или иных целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;

реализация функций осуществляется в определенных формах (чаще всего правовых) и особыми методами, присущими государственной власти.

Сущность государства и его социальное назначение являются решающими факторами в определении направленности деятельности государства, в постановке его целей и задач на соответствующем этапе развития общества. Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления, укрепления и развития государства Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, которые встают перед общест­вом в его историческом развитии, целей, которые оно преследует. Эти задачи и цели не могут быть произвольными. Они зависят от реальных условий, важнейшие из которых: экономические возможности общества, потребности и интересы населения, отдельных социальных слоев и групп, возможности парт­нерства между ними, нравственный и культурный уровень общества, профес­сионализм государственных структур и др.

В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция, в других — в область политики, отсюда — повышенное внимание к реализации функций государственной власти и т.д. Исчезают одни функции, возникают другие.

Каждая функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Содер­жание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным на всех этапах развития общества и государства. Особенно существенно различие в содержании функций у государств, принадлежащих к различным общественно-экономическим формациям, например у рабовладельческого и феодального, феодального и буржуазного государств. Большим своеобразием отличаются функции государства в периоды радикальных социальных перемен, переходных состояний общества, революционных потрясений.

В силу тесной связи функций государства с его сущностью и социальным назначением в содержании функций любого государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. В обществе, где социальная структура носит ярко выраженный классовый характер, где классы или другие социальные группы противостоят друг другу прежде всего по экономическому признаку, по своему отношению к средствам производства, государство выступает в качестве политической организации экономически господствующего класса (классов). Оно обслуживает прежде всего интересы господствующего или доминирующего класса и осуществляет организованное насилие в отношении своих классовых противников. Отсюда — функции государства в классово-антагонистическом обществе имеют четкую классовую характеристику. Это особенно заметно в обществе, где складывается особая классовая напряженность, где сильно политическое противоборство классов. Такое состояние государственности было присуще, в частности, формирующемуся буржуазному обществу середины XIX в. (доиндустриальному), а в нашей стране — в период после Октября 1917 г., когда предпринимались попытки строительства социалистического общества. Так, в первом Основном Законе Советского государства — Конституции 1918 г., главная задача государства определялась как установление диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, унич­тожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма… (ст. 9).

Долгое время господствовавший в общественных науках классовый подход к функциям государства привел к искаженному представлению об управлении государством общими делами, т.е. выполнении общественно значимых функций. Считалось, что эти функции также имеют классовую направленность, так как осуществляются эксплуататорским государством в силу необходимости и в интересах господствующего класса. Поэтому в обществе, разделенном на классы, у государства якобы нет и не может быть надклассовых функций. Однако даже общество, разделенное на классы, представляет собой единый социальный организм, государственную общность, где сосуществуют и даже сотрудничают противостоящие классы, социальные группы, слои населения. Помимо классовых интересов и потребностей здесь присутствуют общесо­циальные, общечеловеческие связи и отношения. Поэтому государство, будучи механизмом управления обществом, осуществляет общесоциальную деятель­ность, выступает представителем интересов всего общества, всех классов, групп и слоев населения- К таким направлениям деятельности государства можно отнести, например, перераспределение национального дохода для обеспечения социальной защищенности человека в период экономического спада и кризисных явлений, использование стимулов материальной заинтересованности для развития наиболее важных отраслей экономики и сфер общественной жизни, поддержание цивилизованного порядка, борьба с преступностью, использование государственно-правовых средств для разрешения конфликтов между отдельными социальными группами, в том числе для устранения межнациональных конфликтов, экологическая функция и т.д.

Общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общесоциальных интересов (экономических, культурных, национальных и др.). Чем больший удельный вес общесоциального в функциях государства, тем выше роль государства как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей. Такая роль государства вынуждает его отказываться в своей практической деятельности от использования исключительно методов насилия, принуждения. Все чаще ему приходится обращаться к авторитету общедемократических, гуманистических институтов и идей, например к идее правового государства, господства права в общественной и политической жизни, соблюдений прав человека, защиты национальных меньшинств, к различным формам участия населения в государственной деятельности, к поддержке начал самоуправления, обеспечению свободы печати и гласности, судебной защиты прав и законных интересов гражданина и др.

Престиж государства, политической власти, ее поддержка населением (легитимность власти) непосредственно зависят от демократического содержания его функций, умения и желания считаться и учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национально-этнические и другие социаль­ные интересы, опираться на общечеловеческие ценности. Государство, откро­венно попирающее права человека, игнорирующее его неотъемлемые, естест­венные права и свободы, осуществляющее репрессии в отношении своего народа или отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран, не может считаться цивилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государствами, на благоприятное общественное мнение мирового общества.

Свою приверженность гуманистическим и демократическим принципам Рос­сийская Федерация подтвердила принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991 г.), в которой нашли закрепление общепризнанные междуна­родным сообществом права и свободы человека, в том числе право на жизнь, на личную неприкосновенность, право на уважение и защиту своей чести и достоинства, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, на свободу мысли, слова, на беспрепятственное выражение своих убеждений и т.д.

В государственной целостности общества важное значение имеет его национальное единство. И хотя в современном мире практически нет однонациональных (мононациональных) государств, а чаще в пределах одного госу­дарства проживают несколько наций, национальная принадлежность выступает цементирующим звеном в государственно организованном обществе. Националь­ное единство укрепляет государство, поскольку политическая общность до­полняется этнокультурными узами (язык, морально-нравственные традиции, национальное сознание и т.п.). И даже в обществе с противостоящими классами классовые интересы нередко нивелируются интересами национальными. Об этом свидетельствует современная мировая практика. В наши дни межнациональные конфликты стали более частым явлением, чем классовые. Идет борьба за суверенитет, территории, возможность этнокультурного развития, за разме­жевание и воссоединение, расстановку национальных кадров и т.д.

Ситуация, как правило, усугубляется в многонациональном государстве, где возникает проблема регулирования отношений между различными нациями и народами. В период существования многонационального Советского Союза действовал принцип национального нигилизма, который нередко выдавался за интернационализм. Национальный нигилизм ставил интересы социализма выше интересов той или иной нации. В результате национальные интересы погло­щались интересами государства. Последнее выступало в роли великой державы и трактовалось как высшее благо всего народа, в жертву которому должны быть принесены местные, региональные и национальные интересы. Причины многих современных межнациональных конфликтов в нашей стране обусловлены именно порочностью национальной политики, проводимой в годы Советской власти, и как следствие — стремление народов обрести свою национальную государ­ственность. А это, в свою очередь, ведет к национальной разобщенности людей.

Любое государство, особенно многонациональное, во избежание распада государственной общности народов, проживающих на его территории, должно выявлять и согласовывать национальные интересы, учитывать национальный фактор в процессе принятия решений, своевременно выявлять источники обост­рения напряженности в национальных отношениях и использовать государственно-правовые механизмы для разрешения демократическим путем националь­ных противоречий.

Конфликтное состояние общества возможно в результате ущемления прав национальных меньшинств, неурегулированности их статуса, взаимоотношений с коренным населением. Эта проблема касается всех государств. В основе ее решения должно лежать признание приоритета прав человека, полного ра­венства всех народов и национальностей независимо от их численности, политического статуса, характера расселения.

Итак, в деятельности цивилизованного, демократически организованного государства приоритетное значение приобретают общесоциальные начала, гуманистические и демократические принципы, разумное сочетание националь­ных и интернациональных элементов. Само же государство выступает как организация, представляющая общий интерес и управляющая обществом от его имени.

 

Классификация и эволюция функций Российского государства

В юридической науке существует множественность классификаций функций государства. Это объясняется различными классификационными критериями. В качестве оснований классификации нередко избираются объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ госу­дарственного воздействия на общественные отношения и т.д.

К числу основных можно отнести классификацию функций государства, базирующуюся на принципе разделения властей. Соответственно функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью органов, принад­лежащих к определенной ветви власти — законодательной (представительной), исполнительной, судебной.

Марксистско-ленинская доктрина исходила из понимания социалистической государственной власти как единой, объединяющий законодательные и управ­ленческие функции в одном органе, и отвергала принцип разделения властей из- за его якобы буржуазной принадлежности. Такой подход был воспринят практикой советской государственности, так как в условиях администра­тивно-командной системы он позволял камуфлировать принадлежность власти в стране: в Конституции декларировалось, что властью обладает народ, в дейст­вительности ею безраздельно владела партийно-государственная верхушка.

В Конституции РФ разделение властей закреплено в качестве одного из основополагающих принципов конституционного строя страны. Таким образом, указанная классификация функций государства получает конституционное обоснование. Общепринятой классификацией является выделение внутренних и внешних функций государства.

Если внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, то внешние раскрывают специфику его интересов в межго­сударственных отношениях, в международном общении. Системы внешних и внутренних функций тесно связаны между собой, взаимодействуют в опре­деленном единстве, дополняя друг друга.

Эволюцию функций современного Российского государства можно наглядно показать, сравнив их с основными направлениями деятельности государства на этапе диктатуры пролетариата.

В недалеком прошлом выделялись следующие четыре внутренние функции Советского государства: хозяйственно-организаторская, регулирования меры труда и потребления, культурно-воспитательная и охраны правопорядка. В период диктатуры пролетариата в качестве самостоятельной существовала функция подавления сопротивления эксплуататорских классов. Объявлялся ее временный и преходящий характер. Продолжительность ее выполнения стави­лась в зависимости от особенностей развития классовой борьбы в стране. Од­нако с уничтожением эксплуататорских классов эта временная функция была приспособлена к нуждам тоталитарного режима для борьбы с любы­ми антисоциалистическими группами, для их уничтожения, превратившись в постоянную функцию террора и репрессий в отношении собственного народа.

Раскрывая содержание перечисленных выше внутренних функций, важно подчеркнуть, что ключевым моментом их наполненности было представление о государстве как о главном орудии социалистического строительства, которое осуществляет всестороннее централизованное руководство всеми сторонами жизни общества, является собственником основных средств производства, и на этом основании интересы государства имеют приоритет перед любыми общественными и личными интересами и потребностями.

Исходя из сказанного, главное содержание хозяйственно-оранизаторской функ­ции составляло строго централизованное, монопольное государственное руко­водство экономикой, планированием, организацией и регулированием произ­водства в масштабах всей страны.

К хозяйственно-организаторской примыкала функция регулирования меры труды и потребления. Ее главное назначение — организация и регулирование социальных отношений, возникающих в связи с трудовой деятельностью в общественном производстве и распределением предметов потребления (зарплата, фонды общественного потребления и т.д.), а также регулирование торгового и бытового обслуживания населения.

Культурно-воспитательная функция была призвана решать задачи государства в идеологической сфере. В условиях существования единой госу­дарственной идеологии эта функция приобрела особую значимость для организации и руководства образованием, развитием литературы и искусства, физической культуры и спорта. Задача внедрения официальной идеологии в сознание и поведение граждан обусловила принятие Советским государством на себя обязанности проводить воспитательную работу среди населения.

Что касается функции охраны правопорядка, то ее содержание было ориен­тировано главным образом на охрану социалистического общественного строя, социалистической собственности, на укрепление государства. Охрана же прав и свобод граждан, личной собственности занимала в деятельности государ­ства подчиненное по сравнению с государственными интересами положе­ние.

К внешним функциям Советского государства относились: оборона страны; взаимопомощь и братское сотрудничество государств мировой системы со­циализма; борьба за мир и мирное сосуществование с капиталистическими странами; поддержка национально-освободительных движений и сотрудничество с развивающимися странами. Уже в названиях этих функций раскрываются их классовая направленность и содержание, поэтому нет необходимости в подробном их освещении.

С переходом нашей страны к рыночным отношениям, свободному предпринимательству и конкуренции, признанием права каждого быть собственником, с проведением политической реформы и утверждением демократической госу­дарственности происходит эволюция как внутренних, так и внешних функций Российского государства.

По мнению Ю.Л. Тихомирова, генеральной тенденцией в развитии совре­менных функций государства являются саморегулирование, начала самоорга­низации самодеятельности. Государство выполняет теперь меньший по объему, но обновленный набор функций. При этом регулирование некоторых общественных процессов государство осуществляет жесткими императивными мерами, например налоговой политикой, установлением правил конкуренции, ответственности за нарушение экологической безопасности населения и др. В других же сферах используются более мягкие средства, например поддержка развития науки, культуры и т.д. Иначе говоря, теперь нет, как на предыдущих этапах, прямого монопольного вмешательства государства во все сферы жизни общества, подчинения ее своей воле, волюнтаристской регламентации общест­венных отношений.

Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что совре­менному Российскому государству присущи следующие внутренние функции: обеспечение народовластия; экономическая, социальная функции; налогообложение; экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику; внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.).

Касаясь функции обеспечения народовластия, надо отметить, что теория государства и права до самого последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений, государст­венных органов, через которые осуществляется функция народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а также осуществление народом своей власти непо­средственно, через референдум.

Обладая верховенством в системе государственной организации, предста­вительные органы сосредоточивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функции публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание функции обеспечения народовластия составляют:

реализация волеизъявления народа в форме законодательства (право­творчества);

обеспечение государственного суверенитета, т.е. осуществление высшей власти в отношении своей территории и воздушного пространства над ней; определение правового положения конкретных территорий и управление ими;

официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества и ответственность перед ним;

защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.

Экономическая функция современного государства существенно отличается от хозяйственно-организаторской. В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства здесь имеет определенные пределы. Оно сводится, как правило, к:

а)         выработке экономической политики;

б)        управлению предприятиями и организациями, составляющими государст­венную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и т.д.;

в)        установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности стимулированию государственными средствами предпринимательства и свобод­ного труда, обеспечению равноправия всех форм собственности, правовой за­щите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросо­вестной конкуренции, охране прав потребителя и др.

г)         регулированию внешнеэкономических отношений государства.

В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно, например, для современного этапа развития России. Как показывает опыт, экономическая реформа, которая в настоящее время реализуется в нашей стране, не может быть результативной без активного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда — большой массив законо­дательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например приватизация жилого фонда, государственной и муни­ципальной собственности, земельная реформа и т.д.

Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение – обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении. В этих целях государство гарантирует занятость трудоспособного населения и справедливое распределение общественных благ. Важной частью социальной функции яв­ляется осуществление социальной защиты тех, кто нуждается е государственной поддержке: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей в неполных семьях, безработных, беженцев, национальных меньшинств и др.

В этой функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало госу­дарства, т.е. снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку достойных условий жизни посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства.

В Российской Федерации принят ряд важных законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например Закон о занятости населения в РСФСР от 19 апреля 1991г., Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС от 15 мая 1991г., Закон о повышении государственных пенсий в Российской Федерации от 21 октября 1992 г., постановление Верховного Совета РФ «О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам, про­живающим на территории Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. и др.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений, а также учреждений культуры. Что касается управления, организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь не допустимо.

Основы государственной политики в области образования закреплены, в частности, в Законе РФ об образовании от 10 июля 1992 г.; в сфере защиты интересов граждан в охране здоровья — в Законе о медицинском страховании граждан в РСФСР от 28 июня 1991 г.; в области культуры — в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. и др.

Непосредственно примыкает к социальной экологическая функция, которая обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность.

В условиях ухудшения экологической обстановки в стране, ряда эколо­гических катастроф на ее территории это направление социальной деятельности государства приобретает самостоятельное значение. Интенсивная эксплуатация природной среды в производстве, нарушение экологических требований, вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства, государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, при­нимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спа­сательные работы, оказывает помощь жертвам экологических бедствий и предоставляет компенсации при нанесении ущерба здоровью и имущественным интересам граждан. В России действует 3акон об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г., которым определены обязательства государства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.

Важная функция государства — налогообложение и взимание налогов. Она обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его структурных и региональных единиц, состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Так, в бюджете Москвы на 1992 г. они составляют 96,6%, в том числе налог на прибыль (52,7%), подоходный налог с физических лиц (17,3%), акцизы (косвенные налоги на отдельные виды товаров — 6,8%) и налог на добавленную стоимость (19,8%). Аналогичные источники доходов установлены в республиканском бюджете России на 1992 г.

Принят также Закон об основах налоговой системы в Российской Федерации от 27 декабря 1992 г., где регламентируется права, обязанности и ответст­венность налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления и отмены налогов и других платежей, объекты налогообложения, льготы по налогообложению, виды налогов и контроль за взиманием налогов на территории Российской Федерации. Создана централизованная независимая Государственная налоговая служба, подчиненная Президенту и Правительству РФ, которая контролирует правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты.

Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому государству возвел в разряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан, обес­печения законности и правопорядка.

Декларацией прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. человек объявляется высшей ценностью, а соблюдение и защита его прав и свобод — главной обязанностью государства.

Конституция России закрепила широкий круг основных прав и свобод человека. Они признаются в качестве неотчуждаемых, принадлежащих ему от рождения. Государство гарантирует каждому судебную защиту его прав, свобод и законных интересов, в том числе право обращаться в международные органы, если гражданину было отказано в защите его права в российских судебных инстанциях.

Выполнение рассматриваемой функции обеспечивается системой правоохранительных органов, и прежде всего органами правосудия, внутренних дел, государственной безопасности. Надзор за исполнением законов, за соблюдением законности на территории России, привлечение виновных в нарушении законов к ответственности возложен на органы прокуратуры.

Рассматривая внешние функции государства, следует отметить, что инте­грация России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях. И если ранее официальная позиция нашего государства исходила из того, что соблюдение прав человека — сугубо внутреннее его дело и не подпадает под действие международного права, то на современном этапе Россия сотрудничает с другими странами по вопросам защиты прав человека, а также в решении глобальных проблем мирового значения. При этом провозглашается, что общепризнанные нормы международного права составляют часть российского права; установлен приоритет международного договора перед внутригосударственным законом.

Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало возможным с ослаблением напряженности между государствами и переходом России к рыноч­ным отношениям. Эта функция основывается на признании экономической взаимозависимости в современном мире.

Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка и установлении стабильных отношений между государствами. Поэтому стремление России к интеграции в мировую экономику привело к созданию в нашей стране нового механизма внешнеэкономической деятельности. Государство отказалось от сверхцентрализованного управления в указанной сфере и от приоритета внешнеполитических интересов перед экономическими, что препятствовало развитию нормальных торгово-экономических отношений с другими государствами. В настоящее время право на осуществление внешнеэко­номической деятельности принадлежит всем организациям и предприятиям независимо от форм собственности. Каждое из них свободно определяет своего контрагента в любом государстве.

Однако отсутствие в нашей стране сложившейся рыночной экономики в универсальном понимании (рынок капитала, рынок рабочей силы и рынок това­ров) затрудняет интеграцию России в мировую экономику. Потребуются опреде­ленное время и большие усилия, главным образом экономического характера, чтобы снять барьеры на пути к интеграции.

Функция внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций тесно связана с функцией интеграции в мировую экономику и по существу является ее конкретизацией.

Несовместимость экономических систем различных типов общества, а также ограничения торговли с нашей страной, устанавливаемые в прошлом западным миром по политическим соображениям, не позволяли наладить отношения партнерства. Переход к партнерству во внешнеэкономических отношениях поставил перед Россией новые проблемы государственно-правового характера. Наиболее важные из них: защита права собственности и иностранных инвестиций в России. В области защиты права собственности изданы такие важные законы, как Закон о собственности, Патентный закон, Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности и др. Однако до сих пор не урегулирован законодательным путем вопрос об охране коммерческой тайны как надежной защите права собственности.

С 1 сентября 1991 г. вступил в силу Закон об иностранных инвестициях в РСФСР от 4 июля 1991 г., который имеет целью привлечение и эффективное использование в экономике России и в других сферах общественной жизни иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, а также управленческого опыта.

Определяя условия и порядок деятельности на территории Российской Федерации предприятий с иностранными инвестициями, законодатель предостав­ляет, как правило, им те же права и возлагает те же обязанности, что и на отечественных предпринимателей; а в ряде случаев предусматривает льготы для предприятий, действующих в приоритетных отраслях экономики или в так называемых свободных экономических зонах. Например, для иностранных инвесторов в этих зонах действуют упрощенный порядок их регистрации, льготный налоговый и таможенный режимы, пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами, безвизовый въезд и выезд иностранных граждан.

В настоящее время широкое распространение получили совместные предприятия с иностранными капиталовложениями, которые стали основной формой привлечения в страну иностранных инвестиций.

Что касается функции обороны, то ранее, как известно, ее необходимость объяснялась постоянной угрозой агрессии, исходящей от империалистических государств. Отсюда главное ее содержание определялось неуклонной заботой о военной мощи страны с целью предупреждения и отражения вооруженной агрессии и организации борьбы против подрывной деятельности империалис­тических разведок. Функция обороны современного Российского государства базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности России, а ее Вооруженные Силы предназначаются исключительно для защиты независимости и территориальной целостности государства, а также для выполнения между­народных обязательств. Изменение ориентиров в военной политике нашего государства обусловлено тем, что в современном мире усиливаются процессы взаимной интеграции экономики различных стран, сотрудничества в предотвра­щении угрозы развязывания мировых войн и военных конфликтов и как следствие — укрепляется международная безопасность. Это позволяет значи­тельно сократить военные расходы России, постепенно перейти на контрактную систему прохождения воинской службы, осуществить в больших объемах конверсию оборонной промышленности.

В России принят специальный Закон об обороне от 24 сентябре 1992 г., в котором определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из важнейший функций государства.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохра­нению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного ору­жия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими госу­дарствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой. Здесь трудно бороться государству в одиночку, а требуется межгосударственное объединение усилий.

Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов. Это обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. События в Югославии, конфликт между Арменией и Азербайджаном — яркие примеры участия мирового сообщества в качестве посредников в урегулировании межэтнических конфликтов.

Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем появилась в постконфронтационный период отношений между различными странами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного реагирования.

К числу таких глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, которая переросла территориальные пределы одного государства. Объединение международных усилий в этой области осуществляется для: а) предупреждения промышленных аварий; б) готовности к чрезвычайным ситуациям и для раннего оповещения о них; в) снижения серьезных последствий катастроф.

Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиняемого токсичными выбросами промышленного производства, утечкой нефти из тан­керов и нефтепроводов, загрязнением радиоактивными отходами и др. Всеобщая озабоченность в сохранении сырьевых и энергетических ресурсов привели к международно-правовой договоренности о согласовании национальной политики отдельных стран в области энергетики и ископаемого топлива.

Наша страна сотрудничает с другими государствами в вопросах сохранения и защиты благоприятного глобального климата как на двусторонней, так и многосторонней основе, а также через соответствующие международные организации.

Таким образом, сотрудничество России с другими государствами на между­народной арене обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.

Высказанные в настоящей статье соображения о функциях Российского государства в современный период могут быть отнесены ко всем постсоциалистическим странам с учетом, однако, национальных, исторических и иных традиций и специфики каждой из них.

 

Литература

1. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов. — Сов. гос. и право, 1990, № 10.

2. Венгеров А.Б. Несущие конструкции правового государства. — Общественные науки, 1990; № 3.

3. Тихомиров Ю.А. Государственность: крах или воскрешение. — Гос. и право, 1992, № 9.

4. Четвернин В. А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве. — Гос. и право, 1992, № 5.

 

Рубрики:Монографии
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.